Казачество и Церковь: пути сотрудничества

21.11.2012 19:28

Интервью с руководителем отдела Пермской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством – протоиереем Константином Остренко 

– Отец Константин, расскажите, как в структурном плане организована в Пермской епархии работа с Вооруженными  Силами  и казачеством.

– Как Вам уже известно, существует целый епархиальный отдел, сотрудники которого отвечают за духовное окормление военных и казаков. В составе отдела пять комиссий, ведающих религиозной составляющей в работе различных воинских организаций. Есть священники и на призывных пунктах, и в военных учебных заведениях, и в кадетских классах. На должном уровне выстроены взаимоотношения со структурами МВД (домовой храм-часовня при ГУВД Пермского края, часовня на территории Пермского военного института внутренних войск). Ярким примером возрождения института военных капелланов является артиллерийская бригада в пос. Звездный, где в штатное расписание воинского подразделения введен священник. На территории военных городков – в Звездном (Монастырское благочиние) и Марковском (Чайковское  благочиние)  строятся храмы.

Что касается ДОСААФ, то сейчас мы совместно готовим документы на организацию катехизаторских курсов для допризывников. Курсы рассчитаны на восемь лекций, по одной в неделю. Мы считаем, что это необходимо: молодые люди должны быть подготовлены к службе в армии не только физически, но морально и духовно. В краевом призывном пункте открыта часовня, где будущие солдаты могут принять святое крещение непосредственно перед отъездом на место службы.

К любому человеку, приходящему в Церковь, мы относимся со вниманием. В этом отношении казаки у нас находятся на исключительном положении: с ними, как и с другими силовыми структурами, подписано соглашение,  и за каждым казачьим подразделением закреплён священник. Этого требует весь уклад жизни казаков – традиционно православного сословия.

Казачьим движением я занимаюсь с 1996 года, так что возрождение казачьей жизни в Прикамье проходило на моих глазах и во многом с моим участием. Поэтому для меня как казачьего духовника этот вопрос является приоритетным в общественной церковной жизни.

– Не могли бы Вы подробнее раскрыть тему взаимодействия Церкви и казачества?

– Отвечая на этот вопрос, я хотел бы период становления казачьего движения в Прикамье разделить на несколько этапов.

Первый этап – «эйфория» возрождения казачьей старины. Почему «эйфория»? Потому что многим, пришедшим в казачье движение, хотелось  просто надеть красивую казачью форму с дедовскими Георгиевскими крестами, покрасоваться с шашкой, кинжалом и нагайкой. Но все это только красивая мишура.  Действительность оказалась намного сложнее, предстоял огромный, титанический труд. Необходимо было не только объединить патриотически настроенных людей в одну организацию, сплотить их, нужно было ещё возродить традиции, которые десятилетиями искоренялись из сознания народа.

В 2001 году нам удалось объединить различные казачьи общества в единую организацию – Прикамский отдельский казачий округ. С этого времени начался второй этап становления казачьей жизни, возрождение духовных традиций казаков.

Одна из этих традиций – присутствие священника на круге как свидетеля Божией милости к казачьим делам. Священник  не только присутствует, благословляет начало круга, но и, по необходимости, может вмешаться в ход круга и, при недостойном поведении казаков, даже остановить его. Есть ещё традиция – приводить к присяге казаков  в храме Божием, с целованием креста и Евангелия.

Но, по моему мнению, главная традиция – это то, что казаком может стать только православный, верующий человек. И люди, вступающие в ряды казачества, позиционируют себя как люди верующие, православные. Но на поверку это не всегда так.           

Однажды я предложил атаману Олегу Ивановичу Салийчуку проверить уровень воцерковленности наших казаков: в воскресный день проехать по храмам  города Перми  и посмотреть, много ли казаков посещают богослужение. Эксперимент пока еще  не проведён, но я более чем уверен, что таковых в церкви окажется очень немного. Дело в том, что люди, желающие стать казаками и уже приведенные к присяге, до сих пор не представляют себе, что есть казак и каковы его отличительные черты перед Богом и людьми.

Я не раз говорил казакам: «Вы все очень разные – по возрасту, по профессии, по достатку, по складу мышления. Вы не ведёте общее хозяйство. В наше время люди сильно отделены друг от друга, отсутствуют коллективная ответственность и чувство взаимовыручки. В сложившейся ситуации одним из объединяющих моментов  может стать  совместная молитва». Однако к этим словам казаки, к сожалению, мало прислушиваются. Я сам родом из Запорожья, казак духом, и все казачьи проблемы волнуют меня как собственные. Мне жаль, что мы внутренне разобщены, что внутри казачьего общества ещё не отлажена субординация, что те атаманы, которые должны бы договориться друг с другом, только усугубляют конфликты.  Принимая присягу, они говорят: «Я –  ваш отец, вы – мои дети», но не ходят в храм, не молятся за своих названных детей. Вот это большая проблема.

Я не говорю, что казаки не верят в Бога – они верят, но так, как умеют. Вере в Бога тоже нужно учиться, чтобы чётко понимать, во что именно ты веришь, как и зачем, кому ты служишь.

– Батюшка, как Вы думаете, что можно предпринять для изменения  теперешней сложившейся ситуации?

– Безвыходных ситуаций не бывает. Радует, что на сегодняшний день у атамана появился заместитель, отвечающий за религиозные вопросы внутри казачества.  На недавно прошедшем Совете атаманов принято решение об обучении казаков на катехизаторских курсах при Пермской духовной семинарии, а также о проведении  цикла лекций по религиозному воспитанию при штабе казачьего округа. Особенное внимание мы должны уделить религиозному воспитанию кадетских казачьих классов и корпусов – будущего православного казачества. Мы надеемся, что эти мероприятия смогут сблизить казаков и Церковь, разлученных десятилетиями атеизма.

Повторяю: мы хотим работать с казаками. Это настоящие мужчины, сильные люди, которые могут оказать реальную помощь нашей стране, Церкви, русскому Православию. Казаки – патриотическая организация. Но самая главная патриотическая организация России – это Православная Церковь, частью которой, в том числе, является и православное казачество.

 – Каким Вы видите будущее пермского казачества?

– Я думаю, что у этой организации большой потенциал, нужно лишь направить кипучую энергию казаков в нужное русло, целеустремлённо работать над собой и не ждать мгновенных результатов. Не такая уж это простая задача – возродить целое сословие. Впрочем, я верю, что с помощью Божией казачество в России снова заявит о себе в недалёком будущем.

Беседовала Екатерина Любомирская

 По материалам информационного портала СЗКО ВВКО “Голосъ казачества”

Поделиться:
Седмица 3-я по Пасхе.
20 мая 2024
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Акакия (икона) сотника. Прпп. Иоанна (икона) Зедазнийского и учеников его: Авива (икона), еп. Некресского, Антония (икона) Марткопского, Давида (икона) Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (икона), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского, Шио (икона) Мгвимского (Груз.) Прп. Нила (икона) Сорского. Обретение мощей Нила (икона) Мироточивого, Афонского. Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Любечской (икона) и Жировицкой (икона) икон Божией Матери.
Наверх