Доклад Председателя СКВК, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла «Задача Церкви – найти путь к сердцу каждого казака»

23.01.2015 00:59

MKXXIII Международные Рождественские образовательные чтения

«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

V Международная научно-практическая конференция

«Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»

Москва, Большой Зал

Правительства Москвы на Новом Арбате

Пленарное заседание

22 января 2015 г.

 

Доклад

Председателя Синодального комитета по взаимодействию

с казачеством, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла

Задача Церкви – найти путь к сердцу каждого казака

Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства!

Уважаемые представители органов государственной власти!

Досточтимые отцы! Честное казачество! Братья и сестры!

В этом году Рождественские Чтения проходят под знаком 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Мы говорим, что его судьбоносный выбор определил цивилизационный путь нашего Отечества. Это был его личный выбор, но вместе с тем и выбор всего нашего народа.

Но что сделал святой князь? Как говорит об этом Православная Церковь? В тропаре мы слышим, что он «обрел бесценный бисер – Христа». Он познал Спасителя, пошел к Нему навстречу. И опыт христианской жизни свидетельствует, что чем ближе мы к Богу, тем глубже мы понимаем, что Он есть любовь.

Это загадка – как могла настолько измениться жизнь князя, почему вчерашний язычник полностью переродился, «оттряс слепоту душевную вкупе и телесную» и, выйдя из Херсонской купели, всем своим существом устремился навстречу Христу? Кто-то скажет, что это прикрасы биографов и летописцев. Но князь Владимир – не один. Народ откликнулся на его призыв, и воды Днепра положили начало новой, духовной дружине князя, а вслед за ней и новой цивилизации. Ведь как изменилась жизнь нашей страны после Крещения Руси?

Вспомните летопись: «Приводили сынов и дочерей своих, и заколали перед идолами и была вся земля осквернена». А первый русский мученик святой младенец Иоанн с его отцом Феодором? А скелетики младенцев в основаниях языческих капищ, которые раскапывали советские археологи? Поистине, знал митрополит Иларион, о чем говорит, когда спустя полвека прославлял князя Владимира: «И уже не жертвенники бесам создаем, но Христовы церкви возводим. Уже не приносим друг друга в жертву бесам, но Христос за нас в жертву Богу и Отцу приносим и дробим бывает. И уже не жертвенную кровь вкушая, погибаем, но вкушая христовой пречистой крови, спасаемся». И те, кто слушал его, на опыте знали, от каких мерзостей очистились в водах крещения.

В свое время подвиг святых Феодора и Иоанна стал переломным моментом для самого князя Владимира. Он смог принести плод покаяния, смог воспитать тех, чей пример стал уже для его народа живым примером любви и жертвенности. Поистине «кровь мучеников – семя христианства», и заслуга князя Владимира не только в том, что он крестил Русь, но и в том, что создал все для дальнейшего утверждения новообращенных в вере.

Историки могут видеть политические, экономические и другие причины Крещения Руси, но все это – человеческие объяснения, их недостаточно. Христос избрал князя Владимира как апостола Павла. И неслучайно сам святой апостол Павел пишет: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его… через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 11–12). От людей мы принимаем многое в своей жизни, но много ли из этого выдерживает проверку временем? Прошло тысячу лет после смерти князя Владимира и много ли сохранилось из того, что создавали его современники? Спросите у историков и археологов – они воссоздают фрагменты той эпохи буквально по крупицам. И лишь вера Православная оказалась подлинным наследием великого князя, она неизменной сохранилась доныне, ибо была «не от человека, а через откровение Иисуса Христа».

Эта вера прошла через бури столетий и сберегла народ, который держался ее по завету князя Владимира. Поистине мы можем сказать вслед за псалмопевцем Давидом: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18). Сколько раз за это время враги готовы были поглотить Русь или даже стереть с лица земли? И всякий раз она вставала из пепла – и всякий раз победе предшествовало возрождение веры и духа.

Между тем, начиная с 988 года, года Крещения Руси, вплоть до Октябрьского переворота в начале XX века отношения Церкви и государства в России складывались по-разному. Форма и содержание процесса сближения, периода разрыва, гонений на священников и верующих во многом зависели от исторического контекста, личности представителей высшей церковной иерархии и государственной власти.

По существу, история русской государственности только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью – жизненным пространством кочевых народов, – возникло европейское централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.

Одной из важнейших причин, побудившей князя Владимира сделать выбор в пользу принятия православия, – степень развития Византийской империи. Она была для русских не только богатым и могущественным соседом, но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимального общественного устройства – централизованного, стабильно развивающегося. Задача состояла в том, чтобы стать державой, равновеликой Византии, быть ее партнером, союзником, быть может, конкурентом в международных делах, – но обязательно на равных условиях.

Это позиция верная, взвешенная, стратегическая. Спустя столетия, мы отчетливо видим, что и нынешнее руководство Российского государства, упорно отстаивает геополитические интересы своей страны. Все мы – Церковь, общество, государственные институты должны стать крепкой объединительной силой в недопущении возможной войны цивилизаций, а также создании зоны хаоса и краха на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана.

Вспоминаются слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА: «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3, 13) — эти слова святого апостола Иоанна приходят на память, когда мы, оглядываясь окрест, видим тревожные, порой драматические сюжеты жизни народов, соединенных верой Христовой. Мне, как Патриарху Московскому и Всея Руси, одинаково близки переживания и беды граждан многих стран, тех, кто составляет паству Русской Православной Церкви. Сегодня сохранить дух верности каноническому порядку есть наиважнейшее условие устойчивости мира, едва ли не самый действенный способ исключить столкновения и распри, притеснения и духовное одичание. Всем сердцем защищать нравственные традиции православного народа, крепить единство нации, ежеминутно обращаясь к ее духовным источникам, делать все возможное для умножения благочестия и чистоты – этот путь Русская Православная Церковь проходит вместе со своими чадами в России, на Украине, Молдове, Белоруссии, Казахстане».

Всем нам следует очень серьезно озаботиться духовным сближением людей, в частности, вопросами соработничества между казаками, проживающими на территории бывших советских республик, и Русской Православной Церковью. Я искренне рад тому, что состав коллегии войсковых священников Синодального комитета в минувшем году утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. Теперь среди духовенства, окормляющих реестровое казачество, и получивших на это служение высочайшее благословение, есть войсковые священники – председатель епархиального отдела духовного окормления казачества Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата протоиерей Андрей Кузьмин,  заместитель председателя отдела по взаимодействию с казачеством Белорусской митрополии, протоиерей Георгий Арбузов и представитель  митрополичьего округа Русской Православной Церкви в республике Казахстан, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством, протоиерей Валерий Захаров.

Отдельное внимание необходимо обратить на религиозное образование командного состава казачьих округов. К сожалению, среди атаманов и казачьих командиров уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного участия в литургической жизни Церкви далеки от идеала. Атаман всегда был примером для войска.

Без религиозного просвещения на всех уровнях — возрождение подлинного казачества невозможно. Именно от выстроенной и наполненной православным содержанием системы образования зависит возрождение казачьей культуры и казачьих традиций, да и самого казачества, как такового.

Вопросы формирования ценностных ориентиров и нравственных идеалов воспитания подрастающего поколения казаков, преемственности духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях  всех видов и типов, реализующих казачий компонент: от детского сада до ВУЗа, создание системы непрерывного казачьего образования являются стратегическими и требуют тщательного изучения и осмысления.

Снова подчеркну, архиважна сегодня роль казачьих духовников, роль пастырской работы с казаками. В настоящее время духовникам зачастую приходится принимать непростые решения по преодолению расколов в казачьей среде, вразумлению той части казачества, которая оторвалась от своих православных корней. Но как найти дорогу к сердцу каждого казака? Этот вопрос становится краеугольным в деятельности Синодального комитета и казачьего духовенства.

Сегодняшняя «повестка дня» нашей работы сформировалась на основании тех потребностей и вызовов в мире казачества, которые стали очевидными в последнее время. Вместе с Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Департаментом по межрегиональному сотрудничеству, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, руководством субъектов Российской Федерации и казаками в рамках бессрочного проекта «Казачьи рубежи России» мы возводим храмы. Общими услиями благоустраиваем церкви благочиния, привлекаем казаков к несению службы по охране церквей и поддержанию порядка при проведении массовых мероприятий. Казаки почти повсеместно участвуют в проведении служб, молебнов и крестных ходов. Кроме этого, сегодня руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством обязан принимать самое активное участие в сфере общественно-церковных и церковно-государственных отношений, знакомить общество с результатами своей работы.

Священство проповедует слово Божие, и будет проповедовать, и будет призывать людей открыть свое сердце навстречу Господу. И если кто-то еще не встретил Спасителя мира, он непременно встретит, если этого желает и идет навстречу священнику.

Священнослужители, поддерживая и укрепляя в казачьей среде основы православной веры, способствуют сохранению и воспроизводству лучших качеств казачества, таких как, преданность Православию и Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев.

Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. Значит необходимо введение спецкурсов в учебные планы духовных семинарий в «казачьих» регионах, а также требуется более глубокая, чем существует сегодня, миссионерско-катехизическая работа для представителей казачества. Вопрос: почему это так важно? Потому что предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. С точки зрения светского человека, это слишком высокая и плохо осязаемая в недобром окружающем нас мире нравственная планка. Священник, разъясняя вероучительные истины, Священное Писание и приобщая к Таинствам Церкви, помогает постигающим азы воцерковления как бы заново переживать собственное духовное рождение. Даже будучи невоцерковленными, люди начинают сердцем чувствовать эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, говорит Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознавать, что из храма он выходит каждый раз более сильным, спокойным, уверенным. Потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.

Кто, если не казаки в отечественной истории, своим жизненным и религиозным долгом почитали защиту Церкви – носительницы тысячелетнего нравственного идеала нашего общества? И сегодня славное казачество, расселенное в ареале Русского мира, способно подтвердить верность евангельским заповедям, солидаризировать Божиим словом и делом общество, уставшее от кощунников и провокаторов. В этой связи чрезвычайно важна поддержка средств массовой информации – светских и православных – любым конструктивным действиям, направленным на развитие культурно-исторических и духовно-нравственных основ как самого казачества в России, так и казачества, проживающего за пределами Российской Федерации. Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и я убеждаемся в верности этой мысли во время своих зарубежных поездок, в частности, во Францию, на греческий остров Лемнос, где принимали участие в XI «Русских днях». Кроме того, в октябре прошлого года мы побывали в Германии, где вместе с представителями Россотрудничества, Берлинской и Германской епархии провели ряд встреч с казаками и священнослужителями, духовно их окормляющими. Запомнились встречи с послом Российской Федерации в ФРГ Владимиром Грининым, мероприятия в Русском доме науки и культуры в Берлине, совместные Богослужения, посещение памятных и священных для казачества мест, а также казачья станица «Ганноверская», встречи с казаками в Дюссельдорфе, Бонне и Кельне… Казаки желают сохранять свою национальную идентичность, стремятся к объединению вокруг Русской Православной Церкви, хотят чувствовать нашу поддержку, и мы, невзирая на расстояния, всей своей внутренней силой устремлены возобновлять и развивать нашу историческую связь, исполняя тем самым волю Божию.

Надо сказать, что 2014 год для Синодального комитета стал годом активной, разноплановой и конструктивной работы священнослужителей, казаков, представителей органов государственной власти. Мне хотелось бы чуть подробнее остановиться на некоторых ключевых событиях. Нами или при непосредственном участии Синодального комитета, представителей Русской Православной Церкви, реестрового казачества было подготовлено более 50 мероприятий. 2014 год ознаменовал этап общественно значимой, плодотворной, успешной работы Синодального комитета и РГАСПИ. Впервые в постсоветский период Синодальный комитет и Российский государственный архив социально-политической истории организовали и провели в Москве научную конференцию «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала политики расказачивания». Конференция была посвящена самому сложному периоду в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям. К открытию конференции была развернута выставка документов из фондов Российского Государственного архива социально-политической истории, в том числе фондов Политбюро ЦК ВКП (б), Донбюро РКП (б), личных фондов В.И. Ленина, И.В. Сталина, других представителей руководства Советского государства, рассказывающие о становлении и реализации политики Советского государства по отношению к казачеству, «красном терроре» против казаков и сопротивлении ему, участии казачества в гражданской войне по обе стороны баррикад. Большинство этих документов были продемонстрированы публике впервые. Историко-мемориальную экспозицию в течение года увидели здесь, в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, и в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.Праве.

Это новое направление в истории Синодального комитета было положительно оценено и поддержано представителями органов государственной власти, научно-образовательного сообщества, духовенством, прессой. В 2015 году мы запланировали с РГАСПИ совместные мероприятия из истории казачества, научная ценность которых будет также предъявлена широкой публике впервые.

При поддержке Министерства регионального развития Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, правительство Ставропольского края, Ставропольская епархия в начале сентября 2014 года в г. Ставрополе провели большой форум «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края». Почти 400 гостей — представители органов государственной власти Российской Федерации и Ставропольского края, Совета при Президенте РФ по делам казачества, аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, Русской Православной Церкви, научно-образовательного сообщества, атаманы Войсковых казачьих обществ, казаки, руководители ВУЗов, кадетских казачьих корпусов, СМИ участвовали в выработке подходов и единой стратегии в сфере духовно-нравственного развития казаков, а также обменялись практическим опытом в вопросах духовного окормления казачества, взаимодействия со средствами массовой информации, становления его экономической основы. Обширная программа форума вызвала большой интерес в Ставропольском крае — у руководителей разного уровня, у казачьей молодежи, студентов, простых жителей региона. Этому итогу предшествовала большая подготовительная работа, и я сердечно благодарю всех своих помощников за усердие и целеустремленность.

В наших планах в 2015 году, прежде всего, принять участие в организации V Всемирного конгресса казаков, который состоится в столице донского казачества — Новочеркасске. Вместе с 132 иностранными представителями из 28 стран ожидается 400 делегатов. Повестка предстоящего мероприятия прорабатывается членами Оргкомитета совместно с правительством Ростовской области и Советом при Президенте РФ по делам казачества. Мы задумали провести форум в Омске под условным названием «Сибирь казачья», обязательно примем участие в мероприятиях для казачьей молодежи и многих других. Чтобы стать истинными чадами Христа, нужно трудиться день и ночь, нужно детям нашим знать духовно-нравственный потенциал казачества, воспитывать в себе исконные славянские черты православной души, связанные с жертвенным служением Родине и ближним. Молитва, доброта, выучка, выдержка, упорство, неустрашимость, — вот что помогает вере в душе крепнуть, а молодому человеку развиваться.

Я говорил в начале своего выступления, что в нашей истории были и сложные времена, когда разрушали храмы, сносили памятники героям России, таким образом пытались низвергнуть самое святое — наши православные традиции, может быть, даже изменить нашу совесть. Но, слава Богу, очень сильны корни народов, населяющих Россию. И силен дух русского человека, который  пробился через трагизм XX века, через путаные 90-ые годы, и сегодня снова появляются новые ростки, порой, образно говоря, даже ветви и молодые деревья. Это плоды упорных трудов наших в последние два десятилетия, когда мы пытались сохранить наше Отечество от развала. Мы знаем, что в Западной Европе продаются храмы с молотка, а мы строим храмы в России. За это я сердечно благодарю Александра Дмитриевича Беглова и Юрия Владимировича Артюха.

Один из лучших способов чувствовать себя счастливым – изменять окружающий мир… К счастью, заметны перемены. Сегодня федеральные министры, руководители федеральных ведомств, губернаторы являются глубоко православными людьми. И проявляя заботу о населении, они в то же время помогают Русской Православной Церкви. Можно ли было представить еще недавно, чтобы в кабинете губернатора или в кабинете федерального министра при проведении совета атаманов в присутствии митрополита и войскового священника совершался бы молебен?.. И губернатор, будучи казаком, берет благословение, целует икону перед тем, как выйти и сказать какое-то слово казакам. Это и есть свидетельство изменения людского сознания, которое в годы богоборческой власти было сильно искажено. Действительно, милостью Божией меняется наша страна. Верю, Россия будет славной, будет великой. Любо России! Любо православному казачеству!

Молитвенно желаю всем вам, уважаемые участники казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений, содержательной работы в диалог-клубах и на конференциях.

Храни вас Господь!

Поделиться:
Седмица 24-я по Пятидесятнице.
06 декабря 2024
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Свт. Амфилохия (икона), еп. Иконийского. Свт. Григория (икона), еп. Акрагантийского. Блгв. вел. кн. Александра (икона) Невского, в схиме Алексия. Свт. Митрофана (икона), в схиме Макария, еп. Воронежского. Сщмч. Сисиния, еп. Кизического, Мч. Феодора Антиохийского. Прп. Колумбана, игумена Люксейского. Прмч. Серафима. Св. Иоанна исп. Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра.
Наверх