В Правительстве города Москвы состоится диалог-клуб «Научная и художественная литература о казачестве: поиск истины и духовное воспитание»

02.12.2017 00:18

25 января 2018 года в 13.00 в здании Правительства города Москвы на Новом Арбате состоится работа диалог-клуба «Научная и художественная литература о казачестве: поиск истины и духовное воспитание». Мероприятие проходит в рамках казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Работу диалог-клуба возглавит епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон. Сопредседатель – директор РГАСПИ, лауреат Государственной премии РФ, кандидат исторических наук А.К.Сорокин.

Куратор диалог-клуба – руководитель пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Н.А.Селиванова.

Согласно программе, выступления подготовили 16 докладчиков из Москвы, Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда, Санкт-Петербурга, г.Димитровграда Ульяновской области.

Перед участниками выступят представители Русской Православной Церкви, научно-образовательного сообщества, сферы книгоиздания, собиратели казачьих реликвий, журналисты, преподаватели и студенты МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

При подготовке мероприятия Синодальный комитет предпринял попытку отследить некоторые тенденции современного литературного процесса в области казачьей тематики, а также стремился раскрыть достижения историков-исследователей в 90-ые годы XX века – начале XXI века. Важным компонентом программы диалог-клуба станет обсуждение вопросов духовно-нравственного воспитания казачат с семейным чтением сказок, духовных стихов, былин, в которых речь идет о православных святых, героях-казаках. Представители Церкви представят свой опыт проведения духовно-просветительской работы с казачьей молодежью.

Известный исследователь-казаковед, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России Кубанского государственного университета В. П.Громов в докладе «История и культура кубанского казачества в трудах современных исследователей» отмечает, что «казачество относится к той части русского общества, у которой особенно развито чувство исторической памяти. Оно с раннего детства прививается в семье.

Начавшийся более четверти столетия назад процесс возрождения казачества вызвал огромный интерес к историческому прошлому казачества российского и кубанского в частности. Современные исследователи еще не были готовы удовлетворить высокий спрос на литературу. Для этого потребовалось время, чтобы преодолеть идеологические штампы и подходы, определить направления исследовательской работы и осуществить, выявить исторические источники. В этих условиях были переизданы труды дореволюционных авторов по истории кубанского казачества: Ф. А. Щербины, П. П. Короленко, Е. Д. Фелицина, И. Д. Попко и других.

В1992 году впервые в отечественной историографии ученые Кубанского государственного университета издали «Очерки истории Кубани. С древнейших времен до 1920 года». Многие страницы этого очерка написаны на основе архивных документов. Большое внимание было уделено вопросам социально-политической истории, культуры, участия и роли казачества в заселении и хозяйственном освоении Кубани.

Интерес вызвала книга О. В. Матвеева «Слово о кубанском казачестве», а также книга о закрытой теме в условиях атеистического советского общества С. Шептуна «Из истории Православной Церкви на Кубани». Впервые в истории современности показана роль казачества в распространении и утверждении православия на Северном Кавказе и влияние Церкви на духовно-нравственную жизнь кубанских казаков».

Благодаря трудам В. Горожаниной, автора книги «Просветитель Черномории Кирилл Россинский», современный читатель узнал о такой яркой личности, как протоиерей Кирилл Россинский. Его имя было, к сожалению, забыто. Показана его многогранная деятельность на ниве народного образования, духовности и создание Войскового певческого хора в 1811 году, преемником и продолжателем этого важного дела является в настоящее время Кубанский казачий хор.

Писатель из Санкт-Петербурга Б.А. Алмазов, раскрывая тему «Православные традиции в фольклоре казаков», утверждает: «Важной особенностью сказочного казачьего фольклора является максимально конкретизированный и привязанный к казачьему быту рассказ о библейских и евангельских святых и чудесах («Сказка о Благоразумном сотнике»).

Казаки к началу ХХ века были в значительном числе, если не все – грамотны. Казалось бы, фольклор должен бы уступить место печатной книге. Однако, как всегда у казаков, все произошло с точностью до наоборот – книжные сюжеты стали пополнять народный фольклор. Возможно, этому способствовало то, что в период преследования казаков многие литературные произведения передавались в пересказе. Это же можно сказать и о пересказе Евангельских сказаний, поскольку наличие Евангелия и любых церковных книг зачастую грозило гибелью не только рассказчику или чтецу, но и его семье.

Касательно же казачьих сказок, которые еще по крупицам можно собрать и хотя бы зафиксировать, сохранить от забвения, то существует целый малоисследованный пласт сказок, псалмов, духовных стихов на церковные и религиозные сюжеты. Они сохранились в казачьей среде, как, говорится, утаить легко, за спиной не тянут, но в стужу греют. Именно они, во многом забытые, позволяют казакам жить и надеяться на жизнь в будущем земную и небесную. Ибо без Православной веры не было, не может быть и не будет казака, какими бы чинами, мундирами, медалями, льготами и службами не наделяла его земная человеческая власть».

Протоиерей Андрей Орехов, первый заместитель руководителя Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, Вооруженными силами, МЧС и казачьими обществами, ответственный за взаимодействие с казачьими обществами Мелекесской епархии расскажет о молитве и ее значении в духовном возрастании казака.

«Что же такое христианская жизнь, какова её цель и каковы средства её достижения? Сотворив человека по Своему Образу и Подобию, Господь поставил человека выше всех тварей, украсив его преимущественными достоинствами, тем самым указав ему на отличительную его обязанность пред всеми прочими созданиями – это деятельное стремление и приближение к своему Первообразу. На долг нравственного совершенствования нам указывают слова Господа: «Будьте совершенны, – учит Спаситель, – как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Одним из самых могущественных средств на пути нравственного совершенствования является молитва. Молитва – естественная потребность человеческой души, главная и непременная обязанность христианина, о чем говорят нам Священное Писание и святоотеческое предание, освящающие сущность истинной жизни человека. Молитва, по словам святителя Феофана Затворника, есть «вместилище или поприще всей духовной жизни, или сама духовная жизнь в движении и действии». Как для жизни телесной необходимо дыхание, так для духовной, прежде всего, нужно возбудить дух молитвы, которая есть ключ, открывающий все сокровища Божественной благодати».

Доктор исторических наук, профессор Института истории и международных отношений Южного федерального университета А.И.Агафонов выступит с докладом «Современная научная литература о донском казачестве: проблемы, поиски, решения». «Важным направлением научного поиска, – пишет ученый, – становится семейная история и генеалогия донского казачества. Обращение к этой теме Н.С. Коршикова, В.Н. Королева, В.М. Безотосного, А.А. Шумкова, И.Г. Рыклис, С.В. Корягина, А.Г. Сизенко сопровождалось введением в научный оборот широкого круга источников из различных архивов России. Работы по данной теме восстанавливали общую картину повседневной жизни казачества, способствовали развитию практической генеалогии и методов исторического исследования».

«В 90-е годы ХХ – начале XXI веков, – продолжает А.И.Агафонов, – одной из самых востребованных тем истории донского казачества стала его социальная самоорганизация. Ученые и политики стремились найти в историческом опыте казачьей общины ответы на вопросы строительства современного казачьего войскового и местного самоуправления, его отношений с государством. Вышли в свет о казачьем землевладении и землепользовании сборники документов Н.С. Коршикова, а также исследования М.В. Аляева, Е.И. Дулимова, В.В. Золотых, С.А. Кислицина, А.С. Мельникова, Г.Г. Небратенко, Е.А. Чемякина о включении донского казачества в государственно-правовое пространство Российской империи, обычном праве, деятельности правоохранительных органов, судов общей и специализированной юрисдикции».

Участник прежних мероприятий в рамках казачьего направления МРОЧ, писатель В.А.Латынин вспоминает своего собрата по цеху, донского казака Бориса Николаевича Куликова, 80-летие которого отметили в 2017 году.

«Прошло уже 24 года со дня смерти замечательного русского писателя Бориса Куликова. А на Дону и во многих других регионах России не забыли этого яркого и талантливого человека, его прекрасные стихи и прозу, расцвеченные народным донским говором, степным колоритом красок и образов, глубоким проникновением в драматические коллизии жизни земляков. Его книги никогда не задерживались на стеллажах магазинов при жизни писателя и сегодня востребованы новыми поколениями читателей, как и двадцать с лишним лет назад. Его любили и простые земляки, и знаменитые соотечественники – М.А. Шолохов, В.А. Закруткин, А.В. Калинин, министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев, многие военачальники, артисты, космонавты.

Те, кто искренне любил Бориса Куликова и его творчество при жизни поэта, продолжают сберегать это чувство многие годы и после смерти писателя».

Валерий Латынин написал и опубликовал воспоминания о своём знаменитом земляке «Казачья песнь» и «Потрясение на полевом стане», образ друга и наставника присутствует в его стихах и поэме «Дорога к Дону».

Появились у славного сына Дона и новые почитатели – кинорежиссёры из Орла и Москвы – Марина Куликова и Анна Синицкая. Первая снимает документальный фильм о жизни и творчестве Бориса Николаевича, вторая готовит видеофильм о его юбилее.

Кандидат педагогических наук, и.о. зав. каф. «Общественные процессы, средства массовой информации и рекламные технологии», доцент, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» О.А.Моисеева подготовила доклад на тему «Казаки в зарубежной литературе (А.Дюма о казаках в книге “Кавказ”). Она, в частности, сообщает: «Неоспоримо, что изучая исторический образ казачества, мы чаще всего обращаемся к литературным источникам, очеркам исследователей, воспоминаниям самих казаков. Но, на мой взгляд, интересен и такой источник, как описания казачества путешественников-иностранцев. Их заинтересованное внимание к русскому народу и к самой русской земле, к традиционной культуре и быту народов, ее населяющих, открыло зарубежному читателю этот многообразный мир под названием Россия. Тем любопытнее нам увидеть этот мир глазами известнейшего в мире писателя А.Дюма, описанный им в книге «Кавказ», и попытаться понять, какой отпечаток оставила встреча с казаками в его путешествии по Кавказу».

Состоятся также выступления директора РГАСПИ, лауреата Государственной премии в области науки и техники, к.и.н. А.К.Сорокина на тему «Актуальный архив. Вспомнить все»; доктора философских наук А.А.Сазонова на тему «Духовное воспитание казака»; предпринимателя, собирателя и хранителя военно-исторической коллекции реликвий гвардейских казачьих полков Н.Л.Новикова с докладом на тему «Литературное и мемуарное наследие офицеров донской казачьей гвардии в эмиграции»; профессора, доктора филологических наук ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» В.И.Супруна с докладом на тему «Великие казачьи писатели Фёдор Крюков и Роман Кумов в годы смуты и Гражданской войны: скорбный путь вместе с народом».

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Поделиться:
Седмица 2-я по Пасхе.
17 мая 2024
Мц. Пелагии (икона), девы Тарсийской. Сщмч. Еразма, еп. Формийского. Сщмч. Альвиана (икона), еп. Анейского, и учеников его. Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников. Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде. Сщмч. Иоанна пресвитера. Сщмч. Николая диакона. Старорусской (икона) иконы Божией Матери.
Наверх