Ровесница революции из Новочеркасска

26.08.2017 02:59

5 сентября исполнилось бы 100 лет народной художнице России Марии Владимировне САВЧЕНКОВОЙ.

99 лет, шесть месяцев и шесть дней, – столько оказалось отмерено Савченковой. Ее земной путь завершился в марте этого года.

– Подумывали уже, как будем справлять вековой юбилей Марии Владимировны, и вдруг такая новость, – сказал тогда, позвонив в нашу редакцию, директор Сальского художественного музея им. В.К. Нечитайло Василий Шеховцов.

Новость пришла из Москвы. Вообще, если набрать в поисковике «Мария Васильевна Савченкова», появится много сайт-адресов, где рядом с этим именем будет стоять: «московская художница». Пожалуй, верно: московская. Но на Дону многие с этим не согласятся. Скажут: наша она, Мария Владимировна, донская казачка!

Мария Савченкова родилась в 1917 году в Новочеркасске. В ней рано обнаружился художественный дар, и она поехала совершенствоваться в изобразительном искусстве в Москву. Успешно окончила студию ВЦСПС и продолжила обучение в знаменитой «сури-ковке». В Первопрестольной познакомилась с талантливым парнем из Дона Василием Нечитайло. Он был родом из Воронцо-во-Николаевки, на месте которой вырос потом город Сальск. И тоже приехал в Москву учиться на художника. Мария и Василий по-любили друг друга, поженились и прожили вместе большую счастливую жизнь – до самой смерти Василия Кирилловича.

Мария любила мужа горячо. Супруг был не только талантливый мастер, но и герой: в войну сначала вступил в народное ополчение, а потом прошел фронтовыми дорогами с казачьим кавалерийским корпусом. Они воспитали троих детей и, как оказалось, стали основателями целой художественной династии.

Полувековая дружба связывала Марию Владимировну с писателем Анатолием Вениаминовичем Калининым. После войны Калинины решили поселиться в хуторе Пухляковском, там же – для летних занятий – хотела устроить творческую дачу-мастерскую Мария Владимировна.

– У Анатолия Вениаминовича и Марии Владимировны всегда было много общих тем для разговоров, – вспоминает дочь писателя Наталия Анатольевна. – Оба – из казаков. Мария Владимировна – новочеркасская казачка, папа провел в Новочеркасске целый период своей жизни – было что вспомнить и обсудить. Их объединяло отношение к творчеству, к творческой молодежи (несомненно – помогать!), к семейным ценностям, которые для обоих были незыблемы. Мария Владимировна подружилась и с моей мамой – Александрой Юлиановной. Мама называла ее по имени-отчеству. Это в мамином обычае, она всех называет по имени-отчеству. А Мария Владимировна «на правах» старшей на год или полтора говорила маме: «Сашенька».

– На полотнах Савченковой часто можно увидеть женщин сильных физически, без внутренних надрывов и надломов, здоровых душой и телом. А какое впечатление производила сама художница?
– Я восхищалась ее смелостью. Она и в Дону плавала, и лодкой управляла. Была человеком с широким кругозором. Душой не кривила. Свое происхождение Мария Владимировна вела от знаменитого рода Иловайских, и в ее облике, повадках, тонких чертах чувствовалась порода.

Когда в середине 1970-х годов Анатолий Калинин и новочеркасский художник Борис Плевакин решили устроить в хуторе Пухляковском картинную галерею, новочеркасская казачка Мария Савченкова тоже вдохновилась этой идеей. Она отсмотрела работы современников, хранившиеся в Художественном фонде, нашла те, которые, на ее взгляд, украсили бы Пухляковское собрание, и организовала их отправку на Дон.

На свою творческую дачу в хутор Пухляковский Мария Владимировна приезжала, за исключением последних двух лет, ежегодно. Не отдохнуть – поработать. Жаловалась, что врачи уже не разрешают ей заниматься ее ремеслом больше трех часов в день. Даже в жару, когда и молодые при возможности устраивают «сиесту», Мария Владимировна мочила в холодной воде полотенце, обматывала им голову и работала над картинами.

Здесь, в Пухляковском, она писала и портреты, и пейзажи, и натюрморты.
В-сельсовете.jpg
В Сальском художественном музее, который носит имя ее верного спутника жизни народного художника России Василия Кирилловича Нечитайло, сегодня демонстрируется выставка работ Марии Савченковой «Ровесница революции». В Сальске Марию Владимировну хорошо знают и помнят: она принимала деятельное участие в создании этого художественного собрания, способствовала увековечиванию в городе памяти Василия Нечитайло.

Ирина Переверюхина, главный хранитель фондов Сальского художественного музея, заметила интересную особенность. Мария Владимировна, задумав картину, старалась найти подходящий типаж не среди профессиональных моделей, позирующих художникам, а среди обыкновенных людей. Искала порой, как режиссер ищет актрису на нужную роль. К примеру, для большого полотна «Партизанская мать», которое она решила написать к 40-летию Победы, нашла крестьянку-скотницу, которая была так естественна во время художественных сеансов, что ее не нужно было просить «войти в образ». «Замечательная женщина», – отзывалась об этой крестьянке Мария Владимировна. Такие же слова она говорила и в адрес других своих современниц, с которых писала портреты и картины. Верно, только тех, кого могла назвать замечательными женщинами, Савченкова и запечатлевала.

Холсты Марии Савченковой – это словно ее ответ на вопрос, в чем заключается счастье. «Счастье, – словно говорят они, пронизанные теплом и светом, – это близость к природе, честный труд и крепкая семья».

Марина Каминская
Наше время
Поделиться:
Светлая седмица - сплошная.
08 мая 2024
Апостола и евангелиста Марка (икона). Прп. Сильвестра (икона) Обнорского. Прп. Василия (икона) Поляномерульского (Рум.). Собор преподобных отцев, на Богошественной горе Синай подвизавшихся. Сщмч. Сергия пресвитера. Цареградской иконы Божией Матери. Касперовской (икона) иконы Божией Матери.
Наверх