Протоиерей Павел Самойленко, войсковой священник ВКО «Терское казачье войско»: «Казачий духовник должен быть путевождем, звездой, светящей во дни и в ночи»

19.12.2016 19:58

– Расскажите, пожалуйста, о приоритетах в служении войскового священника? Как обычно проходит Ваш день? Что удается сделать из послушаний войскового священника, связанных с окормлением казаков?

– Казачий духовник должен обладать всеми теми чертами, которые присущи православному пастырю. Этот девиз начертан апостолом Павлом: быть образом верным во всем: в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте, (1 Тим. 4:12.) служении, сохранять себя в благочестии и оставаться в том звании, в котором он призван, достойно нести крест христианского жития.

Но, с другой стороны, нужно быть еще и волевым священнослужителем, не поддаваться ни на какие слабости, понимая, что на тебя смотрят тысячи глаз, и от твоей позиции многое зависит. Казачий духовник должен быть командиром, путевождем, звездой, светящей во дни и в ночи. Он должен вести за собой казачество твердой пастырской рукой, как это делает пастух с овцой – не туда пошла, ярлыгу схватил – и в стадо вернул, что я постоянно делаю на казачьих кругах, не считаясь ни с авторитетами, ни со званиями. Пастырь добрый не распудит своих овец (Ин.10:11). Он с духом кротости и назидания, сохраняя единство духа в союзе мира, (Еф. 4:3) со словом, как гром и мыслью как молния, говоря словами святителя Григория Богослова, обязан удерживать каждого казака и казачество в целом от непродуманных поступков и действий. Для этого иногда нужно употреблять и власть, и силу не только пастырского слова, но и духа, и положения. Мне неоднократно так приходилось поступать, когда я решительно, железно противостоял всем неподобающим явлениям в жизни казачества.

Но терское казачество – это мое родное казачество. И даже если иногда так получается, что в силу своего положения по необходимости я предпринимаю жесткие меры, то братья-казаки это понимают, в том числе и потому, что видят перед собою батюшку-казака. Это тоже играет свою консолидирующую, укрепляющую роль. Мой день начинается с молитвы, этому учили меня мои родители, это главное правило жизни. Затем многочисленные послушания. В настояще время – это и Ставропольская духовная семинария, и каждодневные настоятельские заботы в храме, где есть и начальная школа, и Воскресная школа, общество сестер милосердия, православная библиотека, трапезная. Казачество – это как бы внутренний стержень всей остальной деятельности. Забота о воцерковлении казаков, их духовном просвещении, благословении на всякие полезные обществу, государству и Русской Православной Церкви дела. Эти заботы невозможно исключить из повседневной жизни. И снова подчеркну, что в основе молитва. Обо всем и обо всех.

– Какие казачьи молодежные объединения, общины действуют в казачьем войске, которое Вы окормляете? Как долго они существует? Сколько человек? Чем они занимались в 2016 году? Есть ли опыт окормления учащихся казачьих классов, казачьих кадетских корпусов и иных казачьих образовательных организаций? Как поддерживается связь с выпускниками такого рода учебных заведений?

– Терским войском основано в 53 образовательных учреждениях 212 казачьих класса, объединяющих 3510 казачат. Особо хочется отметить Шпаковский, Ипатовский, Предгорный районы, Буденовский казачий кадетский корпус, г. Пятигорск, «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа» города – курорта Железноводска, Кадетскую школу им. генерала А.П. Ермолова в г. Ставрополе, средне-специальные учебные заведения. Практика проведения семинаров духовников казаьих обществ, которые в определенной последовательности и системе проводятся уже более пяти лет и являются традиционным средством формирования иной, духовно наполненной общественной среды, где должно развиваться всему лучшему, что есть в работе с казачьей молодежью. Благословение педагогов, работающих в системе казачьего сегмента образования, их духовное окормление, методическое обеспечение православного компонента в казачьем образовании, проведение мероприятий для казачат. Это разноплановые православные конкурсы, фестивали, разработки проектов об истории казачьих станиц, храмов, истории отдельных казачьих семей, их родословных. А также поиск интересных материалов о новомучениках и исповедниках Российских, восстановление исторической справедливости в описании событий истории, изучение житийной литературы. Так, например, уже много лет в еапрхии собирается материал о митрополите Антонии Романовском. Митрополит Антоний (Романовский) родился в Полтавской губернии в 1886 году, окончил Киевскую духовную академию. В 1924 году стал служить епископом. Более пятнадцати лет он провел в лагерях и ссылках. С 1943 года и до своей смерти владыка Антоний управлял Ставропольской епархией, восстанавливал церковную жизнь на Северном Кавказе. Митрополит внес огромный вклад в развитие духовной жизни на Ставрополье. При нем в 1946 году была воссоздана Ставропольская Духовная семинария, он прошел через тяжелые испытания и всегда старался помочь людям, особенно в годы войны, когда каждый нуждался в поддержке. В 1962 году митрополит умер, и власти запретили хоронить его в церковной ограде Андреевского собора. Более сорока лет останки митрополита Антония покоились на Даниловском кладбище краевого центра. В настоящее время проведено перезахоронение Владыки Антония в ограду Андреевского собора г. Ставрополя, проводится работа по его причислению к лику святых.

Сегодня педагогу, лидеру молодежного движения надо учить детей думать своей головой. Учить думать – это, прежде всего способность понимать молитву. Нам всем необходимо литургическое воспитание. Кто его может осуществить, кроме священника? И с взрослыми, и с детьми нужно разбирать структуру и сам текст богослужений. Замечательное это дело – разбирать слова молитв, канонов, выписывать славянские словосочетания. Открывается благоуханное и необъятное море церковной поэзии, которая усваивается сердцем, учит заново войти в церковь. Войти, чтобы увидеть возможность объединения. Именно такое образование в Древней Руси заменяло некоторые законоучительные предметы и породило сонм русских святых.

Хотелось бы поделиться опытом проведения общевойсковых научно-практических конференций «Сохранение и развитие духовно-нравственных традиций казачества в системе образования» в марте, а затем и в декабре 2015 года на базе Многопрофильного техникума им. казачьего генерала С.С. Николаева г. Михайловска. Участников конференций, приветствовали атаман Терского войскового казачьего общества Александр Журавский, заместитель главы администрации Шпаковского района Елена Костина, заместитель главы администрации г. Михайловска Валерий Жирнов. С докладами выступили представители краевого министерства образования, профессорско-преподавательского состава Северо-Кавказского федерального университета и Северо-Кавказского социального института, а также директора учебных заведений средне-специального образования края.

Основными темами обсуждения первой конференции стали: обмен и распространения опыта в области казачьего образования, перспективы создания системы непрерывного казачьего образования, внедрение казачьего компонента в систему дополнительного образования, а также духовно-нравственное воспитание молодежи. В ходе второй конференции работали секции: «Духовно-нравственное окормление и воцерковление казачества», «Развитие духовно-нравственных традиций казачества в системе СПО», «Просветительская функция средств массовой информации в репрезентации темы казачества», «Казачья экономика: традиции, современность, будущее».

Ещё об одном важном событии в жизни Терского казачьего войска. В Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя, где собрались представители казачьих обществ – военные, историки-краеведы и журналисты края, состоялось освящение знамени первой учебной казачьей сотни кадетской школы имени генерала Ермолова А.П. Эта первая учебная казачья сотня кадетской школы была создана по ходатайству родителей и попечителей кадет.

Уже три года на базе храма святого великомученика и целителя Пантелеимона проводится фестиваль казачьей молодежи «Сретенские узоры». Он приурочен ко Дню православной молодежи. В фестивале постоянно участвуют представители казачьих классов города Ставрополя. Ребята показывают прекрасные знания о Православной вере в разноплановых конкурсах фестиваля. Такие мероприятия способствуют развитию активной жизненной позиции казаков.

– Есть ли примеры эффективной социальной работы, которую проводят казачьи духовники и казаки?

– По Евангельскому закону призваны поступать все христиане и казаки в том числе. «И Царь ответит им, что так как они сделали это одному из сих братьев Его меньших, то сделали это Ему». (Мф.25:40) В практике казачьих обществ все шире проявляется поддержка детям детских домов, социальных центров. Выделяется помощь нуждающимся казакам, многодетным семьям, особенно в Рождественские и Пасхальные дни. Для детей казаков проводятся особые рождественские казачьи елки. Казачьи общества организуют специальные занятия для детей в конно-спортивных школах на льготных основах, проводят занятия с детьми по пропаганде казачьей культуры безвозмездно. Организовываются концерты для пожилых людей–прихожан православных храмов духовниками и казаками повсеместно. Христос повелевает нам быть милосердными. Он говорит: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Блажен, кто исполняет повеление Его. Уже много лет казаки участвуют в жизни Преображенского реабилитационного центра для наркозависимых ст. Темнолесской. Здесь, на базе центра, проводятся различные казачьи мероприятия, которые призваны привлечь молодых людей центра к жизни казачьих обществ. Такие, как форум «Казачье единство» и другие. 11 сентября, в День Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, проводится православный «День трезвости». В этом году по благословению Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла состоялся особый молебен, где молодые люди, в том числе и казаки, давали обет трезвости, читались особые молитвы. Молодые люди осмысленно приступали к принятию обета, являя пред всеми присутствующими решимость, поступать по-христиански в своей жизни. Казачьи общества г. Ставрополя всячески поддерживают воинские части города, особенно пограничников, едут в воинские части с концертами, с гуманитарной помощью. Очень важно отметить, что именно казачество берет на себя уборку, строительство православных храмов в станицах, городах, а также охранные мероприятия и обеспечение общественного порядка во Дни великих православных праздников. Несут казаки охрану православных объектов и на постоянной основе.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Вот, например, преп. Савва Освященный и преп. Сергий Радонежский в неурожайный год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше. Значение милосердия очень понятно объяснил преподобный Серафим, Саровский чудотворец, одному из своих посетителей, который дал деньги ему, а потом помыслил: «Зачем преподобному отцу деньги?» Преподобный Серафим так пояснил ему: «Во время войны с галлами надлежало одному военноначальнику лишиться правой руки, но эта рука дала какому-то пустыннику три монеты на святой храм, и молитвами святой Церкви Господь спас ее. Ты это пойми хорошенько и впредь не раскаивайся в добрых делах». Польза в деле возрождения и укрепления позиций казачества огромная от дел милосердия.

Что именно за годы духовного окормления казаков вызывает особую радость, чувство удовлетворения?

– Не могу обойти молчанием трагедию в многострадальном городе Святаго Креста – именно так назвали со дня основания наши благочестивые предки современный Буденновск. Здесь произошла трагедия 1995 года, когда в июне банда террориста Басаева совершила в этом, дотоле тихом, спокойном городе беспримерный по жесткости и количеству заложников теракт, захватив городскую больницу и превратив ее по сути в бандитское логово. Те тяжелые дни скорби и одновременно позора на памяти у многих из нас, нам пришлось пережить ту трагедию и быть участниками тех драматических дней и ночей. В городе паника, всеобщий испуг, Буденновск вымер что называется. И вот в этой зловещей, звенящей тишине раздался звон церковного колокола – это по моему приказу – да, именно приказу, звонарь (а им был священник) поднялся на колокольню и сначала как-то боязненно, а затем все громче и решительнее звонил, а звон созывал народ Божий на службу в Казанский храм. Начинал я богослужение (всенощное бдение, была суббота) в совершенно пустом храме, на котором пели приехавшие со мной семинаристы. И вот, совершая каждение храма во время пения стихир на «Господи воззвах…» я увидел большую группу людей с фотоаппаратами, видеокамерами, диктофонами, микрофонами и т.д. Их было очень много – пожалуй, единственный раз я видел так много и столь разных, со всего мира, журналистов. Их удивлению не было предела: город в осаде, в нем плач, и стон, и горе (Иез.2:10), бандиты становятся все наглее – и вдруг – колокол. Служба. Как такое возможно?!

Затем в храм пошли люди. Сначала поодиночке, с опаской, потом все больше, и, наконец, заложники, которых из больницы выпустили террористы. И вскоре Казанский храм был переполнен молящимися. Молились мы день и ночь, и какая это была молитва!

А скольких погибших невинно от безбожных террористов пришлось мне отпеть и погребсти на кладбище. Раздававшиеся в то время плач, крики, стоны словами передать невозможно, они разрывали душу, наполнявшуюся состраданием и слезами.

В те дни скорби и коленопреклоненного моления явилась над больницей Матерь Божия, молившаяся со слезами у Креста Сына Своего, (явившаяся Матерь Божия и увела из города террористов, которые отчетливо Ее видели). И в память о том Чудесном явлении по благословению приснопамятного Митрополита Гедеона был создан Свято-Крестовский образ Божией Матери и принесен мною в город Св. Креста – Буденновск в 40-й день буденовской трагедии и ныне пребывает в древнем Казанском храме города.

В те дни трагедии нас объединила и вдохновила, можно сказать на подвиг наша Святая Православная Вера.

Запомнилась поездка с Владыкой митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, председателем Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством в Ингушетию на учредительный казачий круг, на котором обсуждались перспективы развития казачества в республике. V Всемирный конгресс казаков в г. Новочеркасске, участниками которого стали более 300 делегатов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Владыка показал, что он духовный лидер, что с его словом надо считаться, что казак как всякий православный христианин обязан помнить, что у него есть архипастырь и вести себя подобающим образом. И Терское войско, духовно ведомое Владыкой как главой Митрополии и Синодального Комитета, стало той единицей, которая способна заниматься не болтовней, а быть настоящими защитникам и надежной опорой, оплотом святой Православной Церкви.

Да и в целом для меня, как для казачьего священника, любое событие, связанное с той или иной стороной жизни казачества, особое, оно не оставляет меня равнодушным. Я всегда любил посещать войсковые круги, потому что здесь у меня есть возможность обратиться напрямую ко всем казакам, напомнить им об истоках Православной веры.

Какие задачи ставите перед собой, как перед пастырем казаков, в 2017 году?

– Выходя каждый день на улицы и наблюдая, жизнь людей в действующей системе взаимоотношений, формируемые современной культурой, экономикой, политикой, наукой, вместе с положительными сторонами данного пути развития мы невольно наблюдаем и очень много отрицательного, как в жизни Общества в целом, так в жизни казачества. Насильно осуществляется процесс разрушения традиционных ценностей здорового нормального общества. Разрушается вера, честь, нравственность, семья, любовь, совесть.

Помню, как мой дед, Самойленко Матвей Антонович, в 1986 г. был смертельно болен. Он позвал меня и сказал такие слова: «Если бы ты знал, какими они были заярыми, терские казаки!» Тогда я впервые услышал это слово – «заярые». «Большевики уничтожили их. С Георгиевска шел бронепоезд, а казаки на конях с шашками бросились на него и полегли все». То есть дед даже на смертном одре выразил свою приверженность терскому казачеству и свою боль от тех потерь. Я воспринял это как завет – нести свое пастырское служение, в том числе, и родному терскому казачеству.

Сейчас, в первую очередь, я работаю над вопросами воспитания и образования казачества. Это то, что меня очень волнует как войскового священника, как председателя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством. Эти проблемы мы ставили центральными на каждом семинаре, но и сейчас они остаются актуальными. Мы не можем в должной степени вернуть в лоно Церкви тех, кто прошел атеистическое воспитание, а вот подрастающее поколение казаков мы обязаны сохранить для Матери Церкви и святого Православия. Тут и казачьи классы, и кадетские корпуса, и проблемы православного воспитания в тех классах, которые существуют. Это и духовно-нравственный компонент, и вопросы семейного воспитания, и проблема разводов, невенчанных браков, крещения детей – это все очень важные вопросы, которые на сегодняшний день меня волнуют, и мы стараемся в этом отношении братьям-казакам помочь и быть полезными.

Пресс-служба храма св. вмч. Пантелеимона в г. Ставрополе
Поделиться:
Страстная седмица.
04 мая 2024
Великая Суббота (икона)
Сщмч. Ианнуария (икона) еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона. Мч. Феодора (икона), иже в Пергии, матери его Филиппии (икона), Диоскора, Сократа (икона) и Дионисия (икона). Обретение мощей прп. Феодора (икона) Санаксарского. Прав. Алексия (икона) Бортсурманского. Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата. Свт Максимиана (икона), патриарха Константинопольского. Сщмч. Иоанна пресвитера. Св. Николая исп., пресвитера. Сщмч. Алексия пресвитера.
Наверх