Протоиерей Максим Миняйло: «Господь дарует победу тому, кто преисполнен любви»

07.05.2017 13:49

Фото: Информационное агентство Екатеринбургской Епархии

О Великой Победе, о победе  великомученика Георгия, о победах каждого из нас и о том, что правда Божия в несении тягот друг друга сказал в своей проповеди старший священник Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло за Божественной литургией в день памяти святого Георгия Победоносца.

– Дорогие прихожане! Мы собрались в этом храме Божием, для того, чтобы встретить очередную годовщину образования нашего Оренбургского войска. Мы собрались сегодня, чтобы воздать хвалу Богу и помолиться небесному покровителю нашего войска – великомученику Георгию Победоносцу, память которого празднуется в этот день. Действительно, это великий угодник Божий, который является покровителем не только нашего войска, но и всей Русской земли, и наравне с Николаем Чудотворцем он любим, почитаем, восхваляем в русской земле и во многих других христианских странах.

В 1945 году день Пасхи пришелся как раз на день памяти Великомученика Георгия, это было 6 мая 1945 года, когда мы победили в этой страшной войне, в том числе – его молитвами, и как сказал святейший патриарх Кирилл, когда наши русские войска входили на вражескую землю, то на белом коне невидимо в Берлин входил и великомученик Георгий Победоносец, который благословлял и окормлял воинство наше.

Этот святой прожил удивительную жизнь, и мы вспоминаем его, мы связываем нашу жизнь с ним, потому что мы хотим, чтобы он был нашим примером, чтобы мы по его жизни попытались строить и нашу жизнь.

Какова же была его жизнь? В чем ценность для нас, дорогие братия и сестры, его подвига?

Мы знаем из истории, что он был прекрасным воином, замечательным военачальником, настолько хорошим, что император Диоклетиан его воспринимал как своего любимца, как возлюбленного одного из своих руководителей, предводителей. Он имел к нему личную привязанность, уважение, почтение и поставил его на самый высокий чин воинский. Ему было доверено очень многое, и он действительно оправдывал своим служением, своей доблестью эти назначения.

Но когда по Римской империи прокатилась волна гонений на христиан – а он был христианином, воспитанным отцом и матерью в вере нашей православной, христианской, в благочестии нашем, церковном – то он воспринял это как возможность для спасения своей души, чтобы явить правду Божию, истину и засвидетельствовать Христа Спасителя перед всеми теми, кто начал гнать его снова, и в первую очередь перед императором.

Он продал все свое имение, он понимал, чем закончится этот путь, и он вышел и открыто засвидетельствовал свою веру, и за это был подвергнут страшным мучениям. Поэтому его и называют великомучеником, потому что мучения были длительные и очень страшные. Его колесовали; даже есть праздник, который отмечается в Грузии, и в нашей церкви тоже, но в Грузии особенно – память колесования великомученика Георгия.

И многим другим пыткам он был подвергнут, но продолжал исповедовать Христа Спасителя, и был умерщвлен после долгих мучений. И вот жизнь его закончилась таким образом – мученической кончиной, смертью.

Но мы называем его Победоносец, победителем. В чем победа? В чем сила великомученика Георгия? Нам очень важно понять для себя это.

Из трех частей состоит победоносность этого великого мужа: во-первых, конечно, он был, как мы уже сказали, воином. Великомученик Георгий, будучи воином, оставаясь христианином, совершил главную победу – он совершил победу над злом.

Каждый из нас претерпевает какие-то страдания, мучения в этой земной жизни, но вот митрополит Вениамин (Федченков), исповедник ХХ века, говорит, что не каждый человек, претерпевающий страдания, является христианским мучеником. Есть большая разница. Примером можно взять Страстную пятницу – когда Спаситель висел на кресте, рядом висело два разбойника: все они претерпевали мучения.

Один разбойник, находясь на кресте, он продолжал хулить Христа Спасителя, злоба вырывалась из его уст, и он никого не хотел обвинять в том, что происходит… Себя не хотел обвинять, а, наоборот, хотел обвинять всех, кто находится рядом с ним.

А вот второй разбойник, он уже был благоразумный, потому что сказал такие слова: «Мы-то с тобой за наши преступления страдаем, а он-то ни единой вины не соделал». То есть уже человек понимает: «Я сам виновник своих страданий, я это сделал, я был бандитом, я был схвачен, меня судили, никто не виноват: я сам все это сделал».

И вот если мы так же воспринимаем свои страдания, хотя бы понимаем, что мы сами виновники своих несчастий – это уже тогда мы ближе ко второму разбойнику. Это как бы такая вторая часть.

А третья часть, самая наивысшая, которая, кажется, что невозможна для нас, но которую как раз и явил великомученик Георгий: претерпевая совершенно ни за что страдания, человек не озлобляется, человек продолжает быть благодушным.

И в житии великомученика Георгия мы это видим: императору, своему руководителю, своему начальнику, он обращается со словом увещевания: «что лучше бы ты познал истинного Бога». Он не обвиняет его в своих страданиях, потому что эти страдания, которые он приносит, он приносит в том числе и для него самого, для его вразумления, для его дальнейшего прощения (как он надеется). Так же, как Христос это делал: когда он висел на кресте, он на крест восходил в том числе и для тех, кто его к этому кресту прибивал.

И вот как раз, дорогие братия и сестры, мы должны стремиться к этому незлобию. Если мы отношения друг с другом в этой жизни хотим строить на основании какой-то своей правды, то мы должны обратиться к Писанию. И отцы наши говорят: «Не будь вельми прав», то есть всегда твоя личная правда – она всегда в свете Божественном не выдержит этой проверки, Истины. Есть одна только правда – Божия, а какая она? Правда Божия – это друг друга тяготы носить, и так и исполнить закон Христов; а не такая, что «докажи свою правду и поставь ногу на грудь поверженному противнику». Вот это – не христианство, это не Христос благословил. Это как раз наша испорченность, наша приверженность греху говорит, а не сила Христова, не сила великомученика Георгия.

Святитель Афанасий Сахаров, который 33 года прошел без перерывов через ссылки и каторги, он рассказывал как-то про одного из следователей, который в очередной раз отправлял его в тюрьму. И вот он другому человеку говорит про него: «Вы знаете, это был милейший человек».

То есть десятки лет провел он в лагерях ни за что, а вспоминает о тех, кто его туда направлял, вот с такой трепетной любовью.

И это не игра, это не показное что-то, это действительно состояние души, это состояние внутреннее, состояние духа человека, который приблизился к Богу.

Мы сегодня, дорогие братия и сестры, хотим быть тоже причастными к разным победам. Нам после этой Великой Победы не хватает побед в нашей жизни, не все получается у нас.

Но мы должны помнить, что Господь дарует победу тому, кто преисполнен любви, как это ни странно – и даже воинскую победу.

И это замечательно видно из всей нашей военной истории, из истории нашего Отечества и из жизни таких великих полководцев как Александр Васильевич Суворов, который, когда заходил к императрице, вначале делал поклон иконе Божией Матери, а потом уже благословлялся у императрицы и приветствовал ее, и находил только одобрение и поощрение, потому что вера – это прекрасно; упование это, которое имели великие наши мужи, оно замечательно, оно вдохновляло, и вдохновляет, и вдохновлять будет всех нас на великие какие-то свершения.

В этот день, дорогие братия и сестры, поздравляю всех с годовщиной образования Оренбургского войска, с памятью великомученика Георгия.

Хотелось бы еще раз пригласить нас к той благодатной, христианской жизни, которую явил для всех нас великомученик и Победоносец Георгий.

Христос Воскресе!

Информационное агентство Екатеринбургской Епархии
Поделиться:
Седмица 24-я по Пятидесятнице.
05 декабря 2024
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апп. от 70-ти Филимона (икона) и Архиппа (икона) и мц. равноап. Апфии (икона). Блгв. кн. Михаила (икона) Тверского. Мц. Кикилии (икона) (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима. Мч. Менигна. Мч. Прокопия чтеца. Прп. Агаввы исмаильтянина. Прав. Михаила воина, болгарина. Блгв. Ярополка (икона), во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского. Сщмч. Владимира пресвитера. Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Илии (икона), Алексия (икона), Афанасия пресвитера и Иоанна диакона, прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса. Прп. Параскевы исп.
Наверх