Основание единства

12.06.2017 00:00

Великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном монастыре. Православие.Ru

Недавно в Москве, в старинном Сретенском монастыре, был торжественно освящен новый собор, посвященный Воскресению Христову и Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской.

Победа Христа в этом мире — это важнейшая победа в человеческой истории

В самом названии собора заключена важнейшая мысль: победа Христа в этом мире — победа истины над ложью, света над тьмой, жизни над смертью — это важнейшая победа в человеческой истории. Но эта победа сопряжена с периодом, который по житейским меркам может быть оценен как период поражения и краха. То есть победа Христа иная, не от мира сего, и это особенно важно понять нам — меряющим всё меркой земного преуспеяния и благополучия. Истина — это Сам Христос, и правда Его пребывает вовек. И действительными победителями являются не те, кто преуспевают и благоденствуют в этом мире, а те, кто сохранили верность истине до конца. И подтверждение тому — духовное торжество, небесное царствование тех, кого, согласно бесовской, безбожной идеологии, надо было уничтожить и стереть с лица земли. Собор этот, к слову, и возведен на месте Лубянских подвалов, где содержали, пытали и расстреливали новомучеников и исповедников земли Русской. И тогда казалось, вероятно, что «религиозный вопрос» в России будет вскоре решен окончательно и бесповоротно. И вот — это освящение собора на месте «уничтожения Церкви» само по себе с потрясающей силой свидетельствует об истинности бытия Божия и неизменности Его правды, служит подтверждением слов Господа о том, что Церковь Его не одолеют и врата ада…

Но вот о чем сейчас хочется сказать особо. Во время открытия и освящения собора много говорилось о единстве нации, о достижении гражданского примирения. И это действительно важная тема, потому что не может существовать мощная и независимая держава, если в ней самой не будет согласия и единомыслия. Только нам надо ясно осознать — на чем именно это единство может быть основано и в чем именно возможно для нас примирение.

Высшая цель для нас — быть причастниками Истины, хранить верность Христу

Вспоминая трагические периоды нашей истории и размышляя о мире и согласии в обществе, мы неизбежно вспоминаем слова Священного Писания: Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14–15). То есть общественное согласие само по себе не может служить для нас высшей целью, оправдывающей любые жертвы. Высшая цель для нас — быть причастниками Истины, хранить верность Христу. И вот на этой мысли, на этой идее хотелось бы остановиться особенно. Потому что во многом катастрофа Русской революции начала XX в, разделение и отчуждение в нашем обществе причиной своей имели именно то, что множество христиан не сохранили это стояние в истине и верность ей. С одной стороны, множество людей богатых и пресыщенных, пребывающих в роскоши и праздности, в крайнем плотоугодии и довольстве, считая себя христианами, едва ли помнили о своем призвании богатеть не в себя, а в Бога (Ср. Лк. 12, 21), то есть расточать своё имение как добрые распорядители: во славу Божию, заботясь о нуждающихся, скорбящих и обремененных. Это — одна категория христиан, утративших простейшее понимание сути христианства, а с другой — масса людей, отягощенных нищетой и страшным непосильным трудом, не выдержали своего «Лазарева испытания» и, утратив веру в высшую, Божественную справедливость и в небесное воздаяние, захотели здесь и сейчас добиться «справедливости», сошли со своего креста, попрали веру и кровавым бунтом добыли себе, как они думали, заслуженные блага. И те и другие оказались не на высоте призвания христианского, не устояли в истине и в вере. И случилось это именно в массовом порядке, в масштабе целой страны, то есть эта катастрофа, это состояние душ назревало постепенно, но с неотвратимой силой, как нарастает напряжение в огромной массе снега в горах, чтобы потом от одного какого-нибудь громкого звука сойти страшной и разрушительной лавиной. Несомненно, что именно так всё и произошло в России. И когда мы рассуждаем о причинах той страшной катастрофы, то напрасно мы излишнее значение придаём роли того или иного звука, послужившего началом движения массы снега. Причина не в звуке, конечно. Не в крике: «Грабь награбленное», а в тех условиях, когда этот крик стал последним поводом к началу чудовищного обвала и катастрофы.

Почему важно об этом говорить сейчас? Потому что, как некогда начало краха имело своей причиной постепенное угасание веры в народе, так точно и восстановление единства основанием своим должно иметь возвращение крепкой и деятельной веры. Другого основания нет. Потому что если без веры богатые и дальше будут богатеть, утопая в безумии беспредельной и губительной роскоши, а бедные будут беднеть, погружаясь в безумие озлобленного отчаяния, — то рано или поздно произойдет то же самое, что произошло сто лет назад.

Основание подлинного единства — это пребывание в Истине, во Христе. А необходимые условия этого пребывания — это вера и жизнь по Слову Божию. И как целостность одного человека состоит из единства тела, души и духа, так и целостность государства, кроме единства телесной и душевной жизни, предполагает ещё единство духовное, а иначе говоря — Церковное, потому что духовного единства вне Церкви не существует. Дух Святый, по смотрению Божию, главным образом действует в Церкви, созидает, питает и взращивает её, а сама Церковь состоит из всех право верующих во Христа и живущих по Его заповедям.

Конечная цель этого святого единства — это «совершенная радость» пребывания в Боге. Полнота этой радости раскрывается в вечности. Но труд приобретения её составляет смысл временной, земной жизни. И труд этот заключается в посильном делании добра, ради Христа, то есть не ради какой бы то ни было выгоды или корысти, но ради самого добра, которое и есть высшая ценность этого мира. При этом нам надо понимать, что истинное добро — от Бога, и в человеческом сообществе оно распространяется не иначе, как посредством сознательной веры и исполнением дел веры. Вот почему говорит апостол Иоанн: кто делает добро, тот от Бога(3 Ин. 1, 11).

Первый вопрос примирения — это достижение социальной справедливости

И говоря о вере деятельной, мы говорим о том, что первый вопрос примирения — это достижение социальной справедливости, конечно, в относительном, а не абсолютном измерении. То есть в устранении крайней и богопротивной роскоши, с одной стороны, и крайней, недопустимой в христианском обществе нищеты, беспомощности и бесправия — с другой. Именно деятельная вера призвана устранить, разрушить преграду, средостение, воздвигнутое между этими двумя мирами, соединить их, уравнять давление, если можно так сказать, создать единство общества, в котором, конечно, будут и богатые и бедные, но притом не будет, с одной стороны, — чудовищного равнодушия, а с другой — озлобленного отчаяния и ненависти. И то, и другое уничтожается не иначе как доброй верой. Потому что Господь, объединивший в Себе небесное и земное и примиривший Бога и человека, заповедовал богатым заботиться о несчастных и уничиженных, а малоимущим — с терпением и кротостью переносить тяготы жизни. И если взгляды первых и вторых не будут обращены в Царствие Небесное, которое не от мира сего, то как первых убедить расточать свое имение, а вторых — нести свой крест с терпением и благодарностью? Да никак не убедишь — вот в чем дело. Высшая и совершенная справедливость возможна только в Царствии Божием, и это понимание дает человеку верующему, с одной стороны, решимость в преодолении соблазнов, а с другой — твердость и мужество в перенесении испытаний этой временной жизни. Силой, властью, законом можно лишь «отщипнуть» от богатства богатых и «попридержать» недовольство убогих, но совершить перемену сердца, перемену, содействующую действительному, космическому, а не «косметическому» примирению — возможно только в Духе и Истине.

Но не только отчуждение между богатыми и бедными призвано разрушить то «деятельное христианство», о котором мы говорим, но и разлад между государством и обществом, который, увы, существует и ширится. И это тоже важнейший вопрос справедливости. Потому что государство в лице чиновников разного уровня действует порой нагло, хищно, дерзко, попирая основы элементарной порядочности, чести, человеколюбия и справедливости. Люди всё это видят, и как бы мы ни пытались замалчивать эту проблему — она существует, она важна, и её обязательно нужно решать сообща, если мы только на самом деле, а не на бумаге хотим достигнуть в обществе согласия и единомыслия. Если мы не хотим, чтобы инициативу «радикального» решения этого вопроса взяли на себя очередные революционеры. Должен быть найден какой-то действенный механизм достижения разумного компромисса, взаимодействия между «общим» интересом государства и «частным» интересом простых людей, к пользе и в интересах которых, по идее, государство и должно работать. И действующей силой, уравновешивающей, корректирующей деятельность государства, может и должна быть сила веры, христианского сострадания и милосердия.

Итак, мы говорим, что возрождение веры — это основание восстановления единства в нашем Отечестве. И вот тут возникает вопрос: а как же нам эту веру распространять? Ответ очевиден. Бог в человеческом сообществе действует не иначе, как через людей, и если мы действительно хотим, чтобы добрая вера стала основанием нашей общественной жизни и нашего единения, то мы и сами — христиане – должны поступать, и жить, и действовать, и мыслить, и говорить согласно с нашей верой. Вот и весь ответ. На это, главным образом, обращает свое внимание Церковь. И если кто-нибудь искушенно ухмыльнется сейчас и начнет говорить о «зажравшихся попах» и сребролюбии и роскоши в самой Церкви, пусть он вспомнит, что он говорит лишь об отдельных случаях и примерах, может быть, даже и несогласных с истиной, но тогда и внецерковных, потому что Церковь Христова свята и непорочна. И если этот добрый человек хочет понять и узнать, какова Церковь на самом деле, пусть он вспомнит, что и он сам — крещеный и православный человек, и начнет прилагать усилия к тому, чтобы в своем звании и чине, на своем месте и в своей профессии, в своей семье — жить по правде Божией и таким образом послужить делу утверждения истины и Церкви в мире и обществе. На это, как думается, должна быть направлена главная проповедь священников, и мы, конечно, сами должны стараться соответствовать тому, что провозглашаем. Другого пути у нас нет.

И если кто-нибудь возразит, что общество Российское состоит не из одних православных, то можно с уверенностью сказать, что согласие христианское, согласие в правде Божественной и истине, согласие братское и общинное в среде православных христиан может и должно послужить твердым основанием, фундаментом для возрождения национального единства. И это согласие ничуть не противно всему тому доброму и здравому, что существует у иных национальностей, вер и культур, наполняющих Русскую землю.

И в то же время никакая другая идеология, вне Православия, не может послужить надежным основанием для возрождения национального единства. Потому что любая иная идеология противна тому основанию, которое уже заложено было тысячу лет назад и на котором созидалась столетиями Святая Русь. И ошибки, разрушения, бунты и смуты, не сумевшие разрушить единство Руси, служат лишь подтверждением незыблемости и неизменности этого основания, о котором сказал апостол Павел: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11).

И именно в исполнении Евангельского благовествования заключается высший смысл и оправдание русской истории.

Поделиться:
Наверх