«Нам открыты врата Неба»

05.12.2014 00:02

3C8P6282В шестую годовщину преставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вспомним его слова о главной цели земной жизни человека − вечной жизни с Богом.

Естество человеческое, истлевшее грехом, склонное ко греху и во грехе лишенное богоподобия, обновилось во Христе, с Ним воскресло и с Ним вознеслось к Престолу Отца Небесного, явив во всей полноте первозданную красоту любимого творения Божия. К этой славе, к этому светоносному преображению и вечной радости в Царстве Небесном призваны и мы. Христос Спаситель открыл для нас врата его, Он призывает всех и всем дает радость еще здесь, на земле, возродиться к вечной жизни в купели Святого Крещения и таинственно и неразрывно соединяться с Ним в Таинстве Святого Причащения.

Эта спасительная, исцеляющая благодать, дарованная нам Воскресением Христовым, особенно ощущается нами в этот святой день. Потому так ликует душа наша и так радостно звучат в наших храмах песнопения в честь Победителя смерти. Будучи источником жизни вечной, Он Сам захотел даровать нам радость пасхальной встречи с Ним — радость, которую никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16. 22), потому что она внутри нас, в самой глубине христианской души, встретившей Воскресшего Господа.

Из Пасхального послания (2003 год)

***

Воплотившийся Господь явил в Себе самую глубокую и сокровенную сущность человеческого естества, оправдал путь человека на земле и стал Новым Адамом, Начальником обновленного и спасаемого Им человечества. Первый Адам, сотворенный из девственной земли, своим грехом обрек человеческий род на возвращение в прах земной. Новый Адам, воплотившийся от Пресвятой Девы Богородицы, возводит человеческий род от земли на Небо. Как в Адаме все становятся наследниками смерти и тления, так во Христе все становятся наследниками воскресения и вечной жизни.

Вся земная история от Адама до Христа – это горестное безнадежное пребывание в мире, где царствует смерть, это трагический, бессильный порыв человеческого духа к обретению истинной, нетленной жизни. Великие мыслители древности мучительно стремились осмыслить и преодолеть трагизм жизни человека, найти утешение его скорбящей душе. Бытие мира воспринимались ими как несчастье, ошибка или непостижимая случайность. Только воплощением Сына Божия, Его крестной смертью, сошествием в глубины ада побеждаются силы зла и сокрушается всевластная держава смерти, становится возможным восхождение человечества к вечной жизни.

Из доклада на Юбилейном Архиерейском Соборе
Русской Православной Церкви (август 2000 года)

***

Смерть и воскресение Спасителя открыли нам двери жизни – жизни вечной, в которой, по слову древнего песнопения, нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». И пусть окружающий нас мир полон поклонения пустым и ложным идолам, пусть он наполнен унынием, отчаянием, растерянностью, скорбями, − мы знаем, что нам открыты врата Неба, и призываем всех войти в него. Войти, откликаясь на Божий призыв: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3. 20). Этот призыв обращен к каждому человеку и к каждому народу. Благодарение Богу, что многие люди услышали его за века истории христианской Европы. Миллионы людей откликаются на него и сегодня.

…Мы, христиане, должны найти возможность совместно свидетельствовать о Евангельской истине и о непреходящих нравственных ценностях. Мы видим, что современное общество с утратой нравственных ориентиров и господством ложных ценностей становится все более бесчеловечным и жестоким, порождая множество конфликтов и противостояний, как между отдельными людьми, так и между сообществами и народами.

Из слова после молебна перед Терновым венцом Спасителя
в соборе Парижской Богоматери (3 октября 2007 г.)

***

Своим Воскресением Господь открыл нам врата вечной жизни. Но войдем ли мы в них? Станем ли наследниками Царства, уготованного нам «от создания мира» (Лк. 2. 31)? Удостоимся ли венца жизни, «который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1. 12)?

Да, всего этого мы удостоимся, если здесь, на земле, будем исполнять две главные заповеди, данные нам Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10. 27).

Любовь – высший подвиг и высшая добродетель в этом мире, но любовь бескорыстная, жертвенная, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего» (1 Кор. 13. 4-5). Именно к такой любви призвал нас Господь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4. 16).

С любовью неразделим мир, дарованный Воскресшим Христом. Первыми словами, сказанными Им апостолам по Воскресении, были: «Мир вам» (Лк. 24. 36). Этот мир примиряет нас с Богом, с ближними, со всем окружающим миром, унося вражду и ненависть из нашей жизни. Конечно, во всей полноте мир явится в конце времен, когда будет «новое небо и новая земля» (Откр. 21.1), на которой «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе» (Ис. 11. 6), и люди «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2. 4). Но уже и в этой жизни Царство мира и любви, Царство Христово для познавших Бога – это не только ожидаемая в будущей жизни награда, а сегодняшняя реальность. «Для тех, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов, – кто стал чадами света и сынами грядущего дня, для тех, кто всегда ходит в свете, никогда не придет день Господень, потому что они уже с Богом и в Боге».

Из обращения к читателям газеты «Известия»
(6 апреля 2007 года)
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

prichod.ru

Поделиться:
Страстная седмица.
02 мая 2024
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери (икона)
Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны (икона) Московской. Мчч. Феоны, Христофора и Антонина. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской. Свт. Трифона, патриарха Константинопольского. Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена. Свт. Виктора (икона) исп., еп. Глазовского.
Наверх