Крестный ход казаков в Кременской монастырь

12.11.2013 00:02

9-10 ноября по благословению протоиерея Олега Кириченко, руководителя Отдела по взаимодействию с казачеством Волгоградской митрополии Русской Православной Церкви состоялся крестный ход казаков из ст. Качалинской в один из старейших казачьих монастырей Дона – Кременской монастырь.

Организаторами Крестного хода выступили: Этническая казачья община «Донская Казарла», ГБУ «Казачий Центр» и ГБУ «Природный парк Донской» в лице директора Сучкова Сергея Викторовича, донского казака ст. Иловлинской. В Крестном ходе приняли участие казаки Общины «Донская Казарла» и сотрудники ГБУ «Казачий центр» вместе с руководителем Центра казаком ст. Алексеевской Сазоновым Дмитрием Дмитриевичем.

Рассвет субботы паломники встретили в ст. Качалинской на месте старинного станичного храма, разрушенного большевиками. Качалинская является одной из старейших станиц на Дону. Именно здесь родился Ермак Тимофеевич, один из самых известных казаков в истории. Его трудами была присоединена к Российскому государству Сибирь, а казаки его отряда дали начало многим казачьим поселениям восточнее Урала.

Именно здесь, с молебна и начался крестный ход. С собой паломники несли крест и икону «Покрова Пресвятой Богородицы с казаками». (Икона является домовой иконой для Объединения этнических казаков «Казарла». С этой иконой казаки Общины в Москве совершают ежегодные пешие паломничества к мощам преп. о. Сергия Радонежского. 26-27 октября 2013 года такое паломничество прошло в 16-й раз).

После молебна паломники прошли через Качалинскую и с молитвой двинулись к паромной переправе через Дон на ст. Трехостровскую. Водители и пассажиры десятка машин, переправлявшихся на пароме, с интересом подходили к иконе, интересовались, нет ли какого праздника. Услышав в ответ о паломничестве и оценив про себя расстояние до конечной точки крестного хода уважительно качали головой и желали счастливого пути.

В первый день маршрут пролегал через территорию Природного парка «Донской». Много часов пути шли напрямую. Без дорог, через меловые горы, яры, балки, перелески и ковыльные степи настоящей ландшафтной жемчужины малой излучины Дона. Здешние места привлекают многих туристов из разных уголков России. Паломники высоко оценили работу сотрудников парка, которые следят за чистотой этой территории и делают подкормки для крупных животных. Несколько раз паломники видели лосей и косуль, хищных птиц, зайцев и других животных. Не проходило и получаса без очередной стаи куропаток, которые замирали, заслышав людские голоса, а затем резко взлетали прямо перед ногами людей, и неслись прочь, громко и тяжело хлопая крыльями.

С вершин меловых гор открывался прекрасный вид на окрестности. Прозрачный лазоревый купол неба открывал взору огромную территорию на десятки километров вокруг: ближние и дальние хутора и станицы, Иловлю, извилистую синюю ленту Дона, выцвевший ковыль и усыпанные подмороженными темными красными ягодами кусты боярышника и шиповника.

Паломники преодолели полтора десятка глубоких балок, взбирались на продуваемые ветром горы и спускались в глубокие низины, где воздух был полностью бездвижен. Первое человеческое жилье, к которому должны были выйти глубоким вечером – хутор Камышинский в доброй десятке верст от ст. Сиротинской. В хуторе находится Часовня Сорока Мучеников Севастийских, святой источник и купель. Неподалеку от часовни и решено было устроиться на ночлег.

Ночь застала паломников в трех часах пути. Постепенно стих ветер, а высыпавшие по небу звезды и узкая молодая луна достаточно хорошо позволяли ориентироваться в темноте. Только отсутствие привычного летом треска насекомых напоминало, что стоит вторая неделя ноября. В наступившей тиши далеко и звонко разносились слова Иисусовой молитвы и Символа Веры.

Пройдя по пересеченной местности за первый день около полусотни километров, паломники смогли утолить жажду и помолиться у святого источника.

Второй день начался с рассветом. К сожалению, не все нашли в себе силы подняться и двинуться в дальнейший путь – предстояло пройти еще около 40 километров. Дальнейший маршрут пролегал уже через несколько хуторов и станиц. Почти в каждом подходили местные жители, дети и взрослые, интересовались происходящем; православные крестились. В Яблонском хуторе пожилая женщина бросила работу в огороде, и, понимая, что не успевает выйти на улицу, крикнула: «Казаки?».

После утвердительного ответа, спросила, что за икону несем. Услышав, что Покровскую, перекрестилась и напоследок спросила, куда держим путь.

В ст. Старогригорьевской повстречалась пожилая пара, возвращавшаяся с кладбища. Они сперва засыпали нас вопросами, а потом заспорили сами с собой, не найдя согласия в оценке, сколько километров нам осталось пройти, то ли 17, то ли 20.

Люди в редко попадавшихся машинах крестились при виде Крестного хода, однако останавливались всего несколько раз. Вариантов вопросов, как от христиан, так и от мусульман, было всего два. Либо спрашивали, что за праздник, либо просто интересовались, что происходит. Уже в обед встречная старенькая шестерка остановилась, и водитель с полóвыми волосами и улыбчивым лицом спросил на донском диалекте: «Вас подвезьть?» Услышав короткие объяснения, пожелал удачи и продолжил свой путь.

В Новогригорьевскую, последнюю станицу на пути в Кременской монастырь, вошли уже достаточно утомленными. Многие жители опрятных куреней и флигелей с лазоревыми окнами, завидев горевший золотом на ярком солнце крест, осеняли себя знамением.

На лавочке сидели две пожилые женщины. Одна из них сказала о нас своей спутнице, совсем уже старушке и помогла ей встать и подойти к асфальту дороги. Мы направились к ним и первыми поприветствовали:

-Доброго здоровья!

Обе женщины поклонились в ответ в пояс.

– Вам доброго здоровья. Кто вы?

– Паломники. Идем в Кременской монастырь.

Женщины вновь поклонились. Старшая спросила:

– Что у вас за икона? Простите меня, я не вижу уже совсем ничего.

– Покрова Пресвятой Богородицы.

Услышав, она перекрестилась, а за ней и ее спутница.

– Можно ли мне приложиться к иконе? – продолжила бабушка.

Казак из Распопинской станицы, державший в тот момент икону, поднес ее поближе к старушке.

Поцеловав икону, обе женщины помолились и пожелали здоровья.

Растроганные, мы двинулись дальше. В этой короткой встрече было такое проявление Веры, что спины сами выпрямились, усталость куда-то ушла, а ноги сами понесли вдвое быстрее, чем раньше.

Уже с закатом вышли на высокий крутой холм, с которого открывался вид на монастырь, Дон и дальние населенные пункты пологого левого берега, трассу М-6, до которой-то и на машине ехать совсем не близко.

Помолившись, медленно спустились с холма. Внизу солнца уже не было видно.

Когда подошли к храму, вышел навстречу монах, брат Стефан, сам – сын казачки из ст. Нижнечирской.

– Доброго здоровья, – поприветствовал я его. – Помните, мы у Вас были три недели назад, говорили, что собираемся совершить Крестный ход. Вот мы и пришли.

Он по-доброму улыбнулся:

– Как же, помню. Обещают многие, да приходят не все. Пойдемте, открою вам храм, пока светло.

Брат Стефан рассказал о храме казакам, впервые в него попавшим. Среди других реликвий в храме находится Августовская икона Божией Матери, написанная на средства казачек окрестных станиц в 1915 году. А главное – бесценная частица мощей святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей, призванный первым из учеников Христа, проповедовал Христову Веру во многих странах, в том числе на нынешних казачьих землях на Западном Кавказе и в низовьях Дона.

Напоследок брат Стефан пригласил всех на ужин и не отпустил, пока казаки хорошо не поели.

– Сколько бы вас не пришло, мы всех встретим, накормим и обогреем, – на прощанье сказал он.

Казаки общины «Донская Казарла» готовы сделать паломничество регулярным и приглашают всех православных, в первую очередь казаков, принять участие в следующем крестном ходе в будущем, 2014 году.

Николай Ерёмичев,
Кубанский казак ст. Пластуновской

 

Поделиться:
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
28 апреля 2024
Наверх