Доклад митрополита Кирилла на закрытии работы Ставропольского форума ВРНС

21.12.2013 17:29

IMG_8708+-300x200Уважаемые участники Форума!

Сегодня мы собрались с вами в этом зале, чтобы подвести некий итог обсуждению проблем форума – проблем русского населения на Кавказе, вопросов нашей идентичности и той ситуации, которая складывается в нашем многонациональном регионе.

Радостно видеть в этом зале и в работе состоявшихся четырех секций не только славян, но и представителей народов Кавказа, представителей традиционных религий.

Русский вопрос – он лишь по названию имеет национальную идентификацию. На самом деле он затрагивает жизнь и благополучие всех народов населяющих Кавказ и Закавказье.

Проблемы, которые стоят перед русской нацией, затрагивают все общество. Говоря проще отмечу, что невозможно говорить о стабильности и благополучии малых народов, если не решены вопросы титульной нации.

12 декабря прошлого года, выступая с посланием Федеральному собранию, Президент России В.В.Путин отметил: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство – изначально так было, – государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире».

Исторически сложилось, что именно российская принадлежность, русский фактор последние столетия являлись определяющими социокультурного развития Кавказа и его регионов.

Именно русские привнесли на Кавказ достижения мировой цивилизации, предоставив его народам возможность удовлетворять свои потребности на качественно новом уровне.

Непривычными для народов Кавказа были носители русской культуры. Солдат и офицер русской армии, атаман и казак, когда-то бывшие врагами, не только охотно делились знаниями, но и делили хлеб, создавали смешанные семьи, что редко можно было увидеть в других колониальных империях.

Русские сами учились у народов Кавказа, высоко ценили их отвагу и мужество, верность дружбе и своему слову.

Каждый из нас помнит это с детства из повестей Толстого, из стихотворений Лермонтова. Необычным для Кавказа стало христианское почитание женщины и роль женщины как носителя культуры: памятники русской учительнице стоят во многих республиках как дань уважения к подвигу простой русской женщины.

События 90-х годов, связанные с распадом некогда могущественного государства, вызвали волну сепаратизма и насилия в первую очередь в отношении славянского населения, в котором многим тогда ошибочно виделся источник всех бед коренного населения. История показала, насколько горькой была эта ошибка.

Начавшийся отток русскоязычного населения из республик Кавказа, о котором мы не раз говорили во время работы Форума, вызвал кризис с одной стороны технологический, так как в первую очередь стала уезжать техническая интеллигенция.

Яркий пример этого «исхода» – уничтожение известнейшего научного центра – Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова.

С другой стороны это был кризис поведенческий. Вседозволенность к слабым и беззащитным, неведомая христианам и исторически не свойственная кавказскому менталитету, на какой-то момент стала оправдываться историческими обидами.

И этот отток не прекращается до сегодняшнего дня. И если в 90-х годах основной причиной оттока русских и представителей других славянских народов были многочисленные факты физического притеснения и даже, не побоюсь этого слова, геноцида, то сегодня основной причиной миграции русского населения с Северного Кавказа в другие регионы России становятся экономические предпосылки – низкий уровень жизни, безработица, клановая коррупция, всё больше поражающая органы власти и экономические институты республик Северного Кавказа.

К сожалению, эта тенденция затронула и восток Ставропольского края. Когда я был назначен на Ставрополье, то в первый же год мы с привлечением квалифицированных экспертов разработали миссионерско-просветительскую поэтапную программу по восточным районам Ставрополья.

Там и земли достаточно неплодоносные, и мало экономических предприятий, и граница с республиками, и, конечно, там возникает очень много местных конфликтов.

В этой программе все очень просто: в каждом селе, где есть школа, должен быть храм. Храм должен стать местом концентрации русской культуры и традиций. В каждом населенном пункте, независимо от численности населения, должна быть молельная комната. Обязательным должно быть открытие воскресных школ, православных клубов, миссионерские поездки по этим районам.

Сегодня решением Священного Синода создана отдельная епархия на востоке Ставрополья — Георгиевская и Прасковейская, и уже Владыка Гедеон с помощниками реализует те программы, которые были когда-то созданы.

Я думаю, что новая епархия даст также новый импульс и большому количеству приходов, и новым священникам, и воцерковлению славянского населения, а значит, они тоже будут меняться, становиться другими. И, безусловно, должны развиваться контакты с имамами, мусульманскими лидерами, лидерами национальных образований. Только в этом случае будет положительное развитие района.

Президент России Владимир Путин выступая на заседании Совбеза России справедливо заявил что корни многих проблем на Кавказе уходят в далекое прошлое. «Я почитываю иногда исторические вещи, в том числе историческую дипломатическую переписку. Я очень хорошо запомнил письмо одного из наших дипломатов, по-моему, из Парижа. Это чуть ли не начало 18 века. Он пишет: «Надо наконец-то навести порядок на Кавказе. Это так влияет на ситуацию здесь, на отношение к России в целом в мире, в Европе». Все как было, так и есть, продолжается. Нам нужно ситуацию изменить», — сказал президент.

Мы живем в XXI веке и спустя три века также понимаем и констатируем, что ситуацию нужно менять. Нужна четкая государственная политика в сфере межнациональных отношений, вопросах миграции, национального сепаратизма, оттока русскоязычного населения с Кавказа.

Отдельный вопрос, который должны мы обсудить связан ролью семьи на Кавказе и ее влиянием на воспитание и становление личности. Говоря о проблемах молодежи мы привыкли во всем винить средства массовой информации, школу, современное общество. Но при этом забываем, что основополагающие задатки личности ребенка, его психологические и духовные параметры закладываются гораздо раньше – в семье.

Именно поэтому нам нужно еще раз констатировать, что семья должна стать одним из основных  и приоритетных направлений государственной политики. Мы твердо уверены в том, что указы Президента России, которые он подписал в мае 2012г., будут выполнены в полном объеме.

Задача государства должна состоять во всемерной поддержке рождаемости и создании больших и крепких семей, как это было до революции. Для этого просто нужно выполнить названные указы Президента. И тогда большие семьи перестанут вызывать удивление и противодействие чиновников от медицины и социальных служб.

Не для кого не секрет, что в настоящее время во многих перинатальных центрах, в том числе, к сожалению, и на Ставрополье женщин, которые собираются рожать третьего и четвертого ребенка настоятельно просят сделать аборт или пройти стерилизацию.

Эта тема уже неоднократно поднималась в работе Форума.

Пора четко и громко еще раз заявить, что аборт и с медицинской и с религиозной точки зрения есть убийство, какими бы закамуфлированными фразами, наподобие искусственное прерывание беременности, его бы не называли.

Мы превратились в нацию детоубийц. Люди пытаются сохранить материальное благополучие на крови своих детей.

Именно поэтому, нам не стоит уповать только на государство, а начать самим кропотливую работу. Каждый православный приход должен стать центром духовной и материальной поддержки материнства и детства.

Для реализации видов этой формы работы необходимо привлечение государственных структур, занимающихся поддержкой семьи, в частности установления взаимодействия с органами социальной защиты населения или привлечения некоммерческих или общественных организаций.

Таким образом, анализ состояния современной семьи выявил ряд проблем и тревожных тенденций, которые можно решать, только консолидировав усилия государства, общественности и православной церкви как духовно-направляющей силы российского общества.

Если мы не изменим негативные тенденции в сфере семейных отношений, мы вообще можем потерять этот фундаментальный социальный институт, и будем потом пытаться заменить граждан России иностранными мигрантами. Такая перспектива наиболее прискорбна как это активно происходит в западном обществе.

Будучи Председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством не могу обойти стороной тему казачества.

Говоря о консолидации общества нельзя не коснуться вопроса консолидации казачества. Мы живем в такое трудное время, когда необходимо отставить в сторону деления на реестровых и общественных и начать совместную планомерную работу.

Предстоятель Церкви уже не раз высказывался на эту тему. Выступая на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ он в частности отметил: «Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача — преодоление разделений в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным».

Казачество один из немногих  институтов, который, несмотря на проблемы, имеет огромный потенциал при решении проблем, которые стоят перед нами.

Казачество на Кавказе всегда являлось не только интегрирующим, но и стабилизирующей социальной общностью. Нередко оно играло роль своеобразного успокоителя в межнациональных, межродовых, межтейповых конфликтах.

В заключение хочется заметить, что в последнее время создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью.

Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на быструю смерть».

Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Подводя итоги своему выступлению и в целом работе II Форума хотел бы высказать благодарность заместителю Председателя Правительства Российской Федерации — Полномочному представителю Президента Российской Федерации в СКФО Александру Хлопонину, заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергею Железняку, врио губернатора Ставропольского края Владимиру Владимирову, преосвященным архипастырям и всем гостям.

В работе Форума приняли участие около 500 экспертов из Москвы, Новосибирска, Челябинска, Якутска, Азербайджана, Узбекистана, Украины, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Закавказья, республик Северного Кавказа и всех уголков нашей Родины.

В течение двух дней эксперты Форума II все участники плодотворно работали в 4-х секциях. Результатом этой напряженной работы стало принятие серьезного, программного итогового документа, который будет живым импульсом для последующей кропотливой работы.

Всего в краевой центр для участия в Форуме прибыло свыше 1000 делегатов, которые обсудили животрепещущие проблемы и обменялись опытом работы на местах.

Сегодня мы собрались, чтобы не просто поговорить о том, как плохо обстоят дела с воспитанием нравственности у нас в стране. Такими примерами, думается, в этом зале никого не удивишь. А затем, чтобы о чём — то договориться, что-то предложить, что — то решить. Именно от этого зависит: будет ли замечен наш сегодняшний разговор? И какое он будет иметь практическое продолжение?

Официальный сайт Ставропольской митрополии
Поделиться:
Страстная седмица.
03 мая 2024
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (икона)
Прп. Феодора (икона) Трихины. Свтт. Григория, Анастасия I Синаита , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы. Прп. Александра (икона) Ошевенского. Мч. младенца Гавриила (икона) Белостокского. Свт. Николая (икона), еп. Охридского и Жичского (Серб.). Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского. Кипрской (икона) иконы Божией Матери.
Наверх