Церковь запрещает только то, что мешает человеку

30.09.2018 12:48

К запоминающимся событиям фестиваля «Казачья станица Москва» в Коломенском безоговорочно относится освящение походного храма, представляющего собой большую палатку, внутри которой всё как в постоянно действующей церкви.

Что значит православие для казаков, почему на празднике был совершён молебен, кто такой современный казак? «СтоЛИЧНОСТЬ» поговорила с ответственным секретарём Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иереем Тимофеем Чайкиным.

Молитва казака

– Ваше преподобие, походные храмы сопровождают казаков. Без участия Церкви не обходится ни один день в их жизни?

– Казаки приходили в свой храм, который они сооружали в любом месте, где расположились, получать благословение Господне, венчаться, крестить детей, отпевать усопших. «Казачья станица Москва» – замечательный собирательный образ. В Москву стеклись казачьи войска, казачество едино, а венцом единства является Иисус Христос. Мы освятили походный храм, совершили молебное пение на начало всякого доброго дела, и тысячи людей, пришедших на праздник, молились вместе, чтобы Господь благословил нашу Русскую землю. Но мы себя казачеству не навязываем. Просто так исторически сложилось, что оно всегда было с Церковью.

– Есть ли в Москве храм, который можно назвать казачьим?

– В столице таким считается московский храм Иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на ул. Поликарпова (д. 16, у ст. м. «Беговая»). Он был освящён в 1909 г. в память о казаках, положивших жизни за наше Отечество во время революционных событий 1905 г. Вплоть до прошлого года этот храм был казачьим неофициально. Но так как казаки просили о том, чтобы в его стенах разрешили проводить верстание, принимать присягу, освящать знамёна и оружие, в 2017 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил храм для московских казаков.

– Существуют иконы, особо почитаемые казаками?

– В первую очередь нужно назвать икону Донской Божией Матери. Именно казаки преподнесли Дмитрию Донскому образ, который помогал при военных действиях. 1 сентября, в престольный праздник Донского монастыря, отмечается День православного казачества. Не менее значим праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября в казачьих храмах проходят большие торжества.

– Известны ли святые, происходившие из казачьего рода?

– Например, священномученик, Патриарх Московский Гермоген. Также святитель Дмитрий Ростовский. Даже корни Ильи Муромца уходят в казачество. И это новомученики нашей Церкви, которые пострадали в советское время.

Войны в сердцах

– Что лично вас, вашу семью связывало с казаками до работы в Синодальном комитете?

– Я знаю, что мои казачьи корни ведут к прадедам и пра­прадедам. Но близкого контакта с казаками я не имел, за исключением того, что в детстве наша семья посещала Даниловский монастырь, где встречались с ними. Недавно в своём фотоархиве я нашёл фотографию, на которой мне 10 лет и я стою рядом со статным усатым казаком. Тогда я не мог ожидать, что с этим казаком увижусь снова и буду регулярно общаться во взрослом возрасте. Это атаман Московского казачьего округа Общероссийской общественной организации «Союз казаков» Василий Фёдорович Зайцев.

– В чём состоит задача Синодального комитета по взаимодействию с казачеством?

– В воцерковлении людей. Не совсем правильно делить людей на казаков, учёных или врачей: многие являются православными христианами, и подход в деле воцерковления один. Но дело в том, что казаки провозгласили себя теми, кто свою жизнь неразрывно связывает с Господом и Церковью, присягу они приносят в храме перед крестом и Евангелием. Поэтому мы более серьёзно следим за их духовным возрастанием. Кроме того, казачество – это воинство. И войны сейчас не только с оружием в руках, но и в сердцах. Казаки – хранители семейных традиций, христианского брака, деторождения, воспитания своих детей в православной вере, в уважении старших.

– Кого можно считать казаками?

– Некоторые говорят, что если казаками были прадед, дед и отец, то и ты им родился, а если сам к этому пришёл, то ты никакой не казак. Давайте проведём параллель. Допустим, прадед был православным человеком, потом это прервалось, и сегодня его потомок стал ходить в церковь, приобщился к традициям. Православный ли он? Я считаю, любое доброе начало хорошо. Христианин должен отдавать себя – приносить пользу своей семье, обществу. Если же решение называться казаком продиктовано желанием просто надеть на себя форму, то, конечно, лучше так не делать.

Смотрю, чем живут студенты

– Вы являетесь духовником Московского государственного университета технологий и управления им. Разумовского. Вуз также называется Первым казачьим университетом, так как существенная часть студентов дополнительно изучает историю казачества, основы православной веры. Именно поэтому представитель Церкви общается со студентами?

– Нет, сейчас духовников можно встретить во многих российских вузах.

Мы создали в университете духовно-просветительский центр им. святых Кирилла и Мефодия, который располагается на первом этаже. Там есть иконы, свечи, записки, святая вода. Взять у Господа благословение на предстоящий день могут и студенты-казаки, и все остальные ребята.

– Говорите с ними по душам?

– Многие обращаются с житейскими вопросами, их волнуют вопросы взаимоотношений и брака. У нас скоро будет венчание одной из выпускниц университета. Пара недавно расписалась и обратилась к нам, чтобы её повенчали в казачьем храме. Мы существуем в социальных сетях – студенты в любой момент могут задать вопрос, или я захожу на их страницы и смотрю, чем они живут. Часто радуюсь тому, что вижу.

– Что, по-вашему, мешает всем молодым людям быть прихожанами в церкви?

– Очень многие люди воспринимают Евангелие, православную веру как нечто запретное, в храме многое нельзя. Но никаких ограничений в плане радости у Церкви абсолютно нет! Я вырос в православной семье, у меня отец священник, и мы много радуемся в нашей жизни. Церковь призывает человека отказываться от проблем, которые ему же и мешают: блуд, злоупотребления, пьянство.

– Ребята-казаки учатся вместе с другими студентами. Влияет ли на них это светское окружение?

– Мы стараемся, чтобы как раз на окружение и влияли студенты-казаки. В этом году зачислено около 900 первокурс­ников, из них 200 казаков, это немалая часть. Нам хочется, чтобы свет Христов, попадая в человека через приобщение к Богу, светил бы всем вокруг и люди шли бы на этот свет тоже делать добрые дела.

СтоЛичность

Поделиться:
Седмица 2-я по Пасхе.
16 мая 2024
Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия (икона), игумена Киево-Печерского. Прп. Петра (икона) чудотворца, еп. Аргосского. Свт. Феофана Перифеорийского. Прпп. Иулиании и Евпраксии Московских. Сщмч. Николая пресвитера. Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской (икона), принесенной из Царьграда, Печерской (икона) (с предстоящими Антонием (икона) и Феодосием (икона) Печерскими) и Свенской (икона)(Печерской).
Наверх