Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл направил приветствие участникам традиционных «домашних» Казачьих игр – шермиций, которые будут проходить 25-56 мая в г. Сакраменто, США

26.05.2013 00:11

MKПочти  вся жизнь казака проходила в походах, а время измерялось от сражения до сражения. Но душа казачья не черствела, а оставалась молодой и разгульной, просила праздника – веселого, удалого, истинно казачьего. И такой праздник был. Это – шермиции! Так что же такое шермиции?

Прежде всего, это праздник. Широкий, как сама казачья душа. А поскольку казак – это, прежде всего воин, то и праздники у него – особые, боевые.  Проводились игры почти в каждой станице и приурочивались в основном к церковным праздникам – Покров Пресвятой  Богородицы, Святки, Троица… В праздничных играх принимали участие все жители станицы, оттого они и назывались домашними.

Известно, что впервые шермиции стали проводить на Дону, и что само слово является исконно донским. Впоследствии игры стали проводиться на всех территориях, занимаемых казачьими войсками.

Изначально шермиции были больше похожи на масленичные гулянья, с кулачными боями и прочими народными забавами. Однако со временем программа расширялась, и до нашего времени эти традиционные казачьи игры дошли в более широком понимании.

Шермиции, кроме развлекательного аспекта, имели и глубоко практический характер. Для молодых – опыт, а для бывалых казаков – тренировка. Казаки соревновались друг с другом в умении обращаться с шашкой, пикой, с кинжалом, как в конном, так и пешем строю. Джигитовка на коне – один из самых зрелищных элементов шермиций, включал в себя демонстрацию не только умелой выездки, но и боевых навыков наездника. Казакам предлагалось на скаку рубить шашкой различные мишени и попадать пикой в крохотное кольцо. Из исторических источников известно, что казаки обучали молодежь обращению с огнестрельным оружием, а так же проверяли навыки ухода за ним.

Не менее захватывающее зрелище – фланкировка шашкой. Знаменитые «колоброды» – кручение восьмерок во всех плоскостях, круги, волны, кресты и еще десятки всевозможных фигур, производимые казаком одной или двумя шашками, делали его настоящей боевой «мельницей» из плоти и стали.

Кульминацией воинских забав служили соревнования по казачьей борьбе и, конечно же, кулачные бои, одиночные и групповые. Игры воспитывали в казаках чувство локтя, когда каждый знал, что товарищ справа или слева всегда прикроет тебя – будь то на играх или в бою.

В советские времена на долгое время все казачьи традиции попали под строгий запрет. Лишь в не многих станицах и хуторах казаки продолжали хранить исторические обычаи и передавать их подрастающему поколению.

Сегодня началось возрождение казачества, а вместе с ним и традиционных праздников. Хотя ради справедливости следует отметить, что о шермициях вспомнили не сразу. Слишком большая временная пропасть пролегла между поколениями. И все же в последние годы  шермиции активно входят в жизнь казаков.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что шермиции прочно вошли в быт казаков и год от года география игр расширяется.

Возрождение шермиций нашло отклик  и у казаков Казачьего Народного Союза атаманом которого является Станислав Холодков, потомственный семиреченский казак, чемпион мира по смешанным единоборствам, основатель школы боевого карате, которая существует в Сакраменто вот уже 12 лет.

В этом году 25-26 мая Союз будет проводить уже 3-и Игры,  Атаманским Правлением было решено сделать их открытыми.

Для казаков будет отдельная программа – казачье многоборье (бег на 1 версту, стрельба и рукопашный бой), для всех остальных – бег на 1 версту, стрельба и поднятие гири.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Поделиться:
Седмица 2-я по Пасхе.
15 мая 2024
Свт. Афанасия (икона) Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (икона) и Глеба (икона), во святом Крещении Романа и Давида. Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула. Блгв. и равноап. царя Бориса (икона), во св. Крещении Михаила, принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.). Свт. Афанасия (икона), патриарха Константинопольского, Лубенского и Харьковского чудотворца. Обретение мощей прп. Афанасия (икона) Сяндемского. Путивльской иконы Божией Матери.
Наверх