Младший сын казачьего рода

15.06.2017 18:33

История любого казачьего рода Кубани уникальна. Не в каждой семье сохранились реликвии или старинные фотографии. Но неоспоримо то, что многие из кубанских семей являются потомками черноморских, азовских и других казаков, которые в XVIII-XIX веках пришли осваивать Кубань. Историю своей семьи на протяжении многих лет по крупицам собирает Григорий Павлович КИЯШКО, изучая боевой и трудовой путь предков-казаков.

Фамилия Кияшко в переводе с тюркского языка означает «солнце», но, возможно, имеет и украино-белорусское происхождение (белорусское слово «кия» – палка). Первый из известных представителей этой фамилии – Кирилл Кияшко – проживал в станице Петровской. Его сын Григорий родился в 1820 году и проживал с семьей в станице Покровской, нес военную службу в морской пограничной страже, которая крейсировала вдоль берегов Черного и Азовского морей. Григорий принимал участие в военных столкновениях с горцами во время Кавказской войны. В 1848 году у него родился сын Илья, еще через три года – Никита, за ним – Евстафий.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ СЕМЬИ КИЯШКО НА КУБАНЬ

Первая партия казаков-переселенцев прибыла на Кубань 26 апреля 1863 года и состояла из 190 семей. 1 июня переселенцы ступили на берег реки Хабль и в тот же день стали размещаться внутри Хабльского станичного окопа на размеченных участках. Казаки Кияшко стали первопоселенцами и основателями образованной позднее станицы Хабльской (сегодня Холмская). К октябрю 1863 года в станице было закончено строительство 184 домов.

6 мая 1879 года казак Никита Григорьевич Кияшко был обвенчан в станичной Покровской церкви с казачкой Варварой Ефремовной Петрушиной. К слову, в строительстве той церкви участвовали и казаки Кияшко. Вместе со станичниками Никита Кияшко принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

У семьи другого сына Григория Кияшко, Ильи, был дом в станице Хабльской и земельный надел, на обработку которого по казачьей традиции выходила вся семья.

Во многих семьях принято передавать следующему поколению реликвию. Была такая и в роду Кияшко. Старинный кинжал передавался по наследству старшему сыну. В тяжелое для казачества первое десятилетие советской власти Андрей Ильич Кияшко был вынужден скрыть реликвию, чтобы не подвергать семью смертельному риску. Предупрежденный накануне о грядущих обысках комиссаров, он ночью выкинул в реку Хабль кинжал и шашки, и это спасло семью от расказачивания и ссылки.

Говоря о самых известных представителях рода Кияшко, нельзя не упомянуть бывшего начальника штаба Кубанского казачьего войска, генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Кияшко и его брата – архивариуса войска Ивана Ивановича Кияшко, которые внесли большой вклад в историю казачества не только Кубани, но и России.

КРЕСТИЛИ  ПОД  ГУЛ  БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ

Григорий Павлович Кияшко – один из младших представителей рода. Как он был горд, когда наконец-таки смог надеть казачий костюм и предстать перед родными и друзьями. «Красавец на все сто!» – сказала его супруга. Бешмет, черкеска и кубанка – все к лицу казаку Григорию!

Совсем недавно он ушел на заслуженный отдых после 26 лет руководства Абинским местным отделением ДОСААФ. При его участии шло планомерное восстановление автошколы в период 90-х, когда все разваливалось и закрывалось. Вместе с коллективом Кияшко выстоял, не только сохранил, но и приумножил заслуги старейшей автошколы региона.

60 лет трудового стажа, около шестидесяти грамот – федеральных, краевых и районных. 46 лет работал в системе ДОСААФ, не так давно отметил 75-летний юбилей и передал дела своему преемнику.

– Я начал работать с шестнадцати лет. У родителей нас было четверо – две дочери и два сына. Я, как раньше принято было говорить, последыш. Мама Зоя Максимовна – донская казачка, мягкая по характеру и беспокойная за хозяйство. В доме всегда пахло пирогами, мама отличалась гостеприимством. Папа Павел Ефимович – коренной казак из станицы Удобной Отрадненского района. Строгий, очень требовательный, учил нас ответственности и трудолюбию. Он всегда говорил нам: «Сынки, наш род старейший, предки были служивыми, не посрамите и вы нашу фамилию, берегите, любите Родину, ведь вы казаки не по слову, а по духу, по вере своей».

По воспоминаниям своей матери Григорий Павлович знает, что его крестили в храме под гул моторов вражеских самолетов и бомбежку города Пятигорска. Шел первый год войны. Своего сына Павел Ефимович увидел уже после войны, когда демобилизовался.

В начале пятидесятых отца переводят на другую работу, и семья переезжает под Армавир. После окончания семилетки Григорий поступает в Григориполисское училище механизации и сельского хозяйства. Тяга к технике у него была с детства. После учебы устроился в детский дом. Вместе с воспитанниками педагоги-наставники производственного обучения работали на подсобном хозяйстве – пахали землю, сеяли пшеницу, учили ребят работать на тракторах, комбайнах.

Потом пришла пора идти в армию. Удостоился чести служить в охране элитного подразделения Министерства обороны.

– Проверяли меня тогда до седьмого колена, – делится Григорий Павлович. – Служил исправно и взысканий не имел.

И вот летом 1964 года он приехал в Абинск. Городок ему сразу понравился. Приехал с молодой женой, начинающим педагогом.  В 1970 году в Абинске открывается местное отделение ДОСААФ, и с той поры его судьба была тесно связана с этой организацией.

Сегодня Григорий Павлович все свое свободное время посвящает вопросам районного казачьего общества.

– Для меня работа в казачестве не нова, продолжаю работать с подрастающим поколением, с допризывной молодежью. Занимаюсь вопросами патриотического воспитания молодых ребят. Было у меня казачье звание есаул, а теперь я – войсковой старшина (по армейским меркам – подполковник).

Труднее всего, по его словам, было работать в девяностые годы: «Кругом развал. В автошколе не хватает запчастей, горючего, машин. А ребят надо было учить вождению,  объединять их общими интересами, чтобы они не ушли в криминальные структуры. Вот тогда у нас появилась идея тесно работать со школами через учреждения дополнительного образования. Стали привлекать к своей деятельности преподавателей НВП, а позже – ОБЖ. Совместно организовывали спортивные соревнования, стрельбы в тире, строевые смотры…».

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ 

Его деду, за то что был казаком, дали десять лет сталинских лагерей. Когда началась война, его даже на фронт не взяли. Два его родственника-казака тоже отсидели по десять лет в Карлаге (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь – один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930-1959 годах). Дед Ефим Иванович – полный Георгиевский кавалер, участник войны с турками, германской и гражданской войн – получил Карлаг за преданность казачеству. А ведь он служил знаменосцем в отряде Кочубея (И.А. Кочубей организовал на Кубани конный красногвардейский отряд, во главе которого участвовал в обороне Екатеринодара от добровольческой армии), до 1937 года работал председателем райисполкома, потом – директором сахарного завода под Армавиром…

А потом его, как троцкиста и казака, признали врагом народа и отправили в Карлаг. Освободили через двадцать лет, восстановили в партии, вернули ордена и медали, в том числе орден Ленина.

В девяностые заговорили о возрождении казачества, стали изучать культуру, обычаи предков, вспоминать казачьи песни.

– Я шел в казачье общество с мыслями о продолжении нашего славного рода. Сегодня казачество вышло на тот уровень, когда мы уже знаем, как дальше ему развиваться, к чему мы идем и чего хотим добиться. Надевая форму, каждый из нас осознает, что это не шутовской наряд, а весь смысл жизни твоего рода, его уклад. Казак без веры – не казак. Вера в Бога, в страну, в свои силы – это наше понимание жизни. Отрадно, что люди во власти понимают роль казачества и его предназначение – быть защитником семьи, Отечества. Казачество на Кубани – это большая сплоченная семья, которая живет в кругу многонационального братства, восстанавливает прошлое и передает все самое лучшее будущим поколениям, – сказал Григорий Павлович Кияшко, представитель большого казачьего рода, уходящего своими корнями в далекий восемнадцатый век. А потом он показал мне «славу казака» – свое снаряжение и вооружение. «Добре, – сказал я Григорию Павловичу. – Будьтя здравы!».

Олег САФАРОВ. Фото автора
ВОСХОД
Поделиться:
Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших.
14 мая 2024
Прор. Иеремии (икона). Прп. Пафнутия (икона) Боровского. Прмч. Ваты Персянина. Блгв. Тамары (икона), царицы Грузинской. Сщмч. Макария (икона), митр. Киевского. Прп. Герасима (икона) Болдинского. Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Мц. Нины. Царевококшайской или Мироносицкой, Андрониковской (икона), и именуемой "Нечаянная Радость" (икона) икон Божией Матери. Поминовение усопших воинов.
Наверх