Ирена Дзюбова: «Казачка – это жена казака, независимо от социального или этнического происхождения»

20.03.2014 00:01

7timthumbНа пост представителя русской общины в Совете по делам национальных меньшинств Чешской республики выдвинуты несколько кандидатов, один из них – Ирена Дзюбова, видный общественный деятель, член Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии.

О том, что необходимо делать для интеграции граждан РФ в чешскую среду, и почему она не остаётся в стороне от этого процесса, Ирена Дзюбова рассказала выпускающему редактору «Пражского телеграфа» Александре Барановой.

– Ирена, что Вас связывает с Россией?

– Корни, связывающие меня с Россией, тянутся издалека. По линии матери я – русская. Моя прабабушка переехала во время Первой мировой войны из России в Австро-Венгрию. О ней знаю от бабушки: та потом вспоминала, как бабушка рассказывала детям о Крыме, о море и мечтала им его показать. А прадедушка ездил на заработки в Америку со своим отцом к эмигрировавшим туда родственником прабабушки после гражданской войны в России, и там они общались с русскими, представителями «белой» эмиграции.

Потом моя бабушка уехала из Словакии в Чехию, в Остраву, после того, как их семью раскулачили. Однако только став взрослой, я стала интересоваться, что и как было в нашей семье.

Второй точкой соприкосновения с русской культурой стала семья отца. У дедушки по отцовской линии была масса друзей в России, с которыми он переписывался, он являлся активным антифашистом, сидел в лагере, затем занимался общественной деятельностью на Северной Мораве, да и сестра моей бабушки со стороны отца бегло говорила по-русски. Дома у нас всегда были русские книги, и нас приучали к русскому языку.

Мне очень нравились книжки, да кроме того, по соседству с нами жили русские ребятишки, дети советских военнослужащих, мы с ними дружили, ходили в гости слушать песни под гармонь. Так что я заговорила по-русски раньше, чем начала учить этот язык в школе.

– Но Вы вырастали в Чехии, воспитаны в чешских традициях. И считаете себя русской?

– Зов предков может в человеке проснуться когда угодно. Окончательно меня русская культура увлекла после знакомства с мужем (кубанский казак Михаил Дзюба – прим. редакции), с которым мы живём в браке и венчаны по православным традициям. Я впервые почувствовала, что нашла свою вторую половину в жизни и с ним – всё то, чего мне не хватало. Я всегда занималась общественной деятельностью, в т. ч. принимала участие в становлении Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии.

– Как Вам живётся казачкой?

– Поначалу я мало знала, что это такое. Казачество – одна из частей обширного культурного наследия российского народа, отделить от современной России, бывшей Российской империи их невозможно. Быть казаком – своего рода призвание, состояние души. В истории народа были и печальные вехи – расказачивание, гонения, геноцид, эмиграция. На вопрос, что такое казачка, и являюсь ли я таковой, отвечу, как говорят у казаков: «Казачка – это жена казака, независимо от социального или этнического происхождения». Это объясняет всё и сразу.

– Какова Ваша программа, как кандидата на пост представителя русской общины в ЧР? Что необходимо делать, чтобы русская община была представлена достойным образом?

– Конкретная программа от кандидатов не требуется ввиду отсутствия конкретных условий и требований к этим самым кандидатам от законодательства ЧР. Для того чтобы играть по правилам, последние сначала должны быть установлены. На мой взгляд, они пока не определены в достаточной мере. Всё мы наблюдали с 2001 г., что Совет по делам национальных меньшинств был только для избранных.

Из этого проистекает моя основная цель – прояснить данную ситуацию, чтобы все кандидаты чётко знали условия, знали, что они должны подготовить и в каком объёме. Не существует пока и правил относительно того, как давать оценку работе представителей отдельных общин в рамках Координационного Совета, и это тоже необходимо отладить. Что касается моей кандидатуры, то мой муж – потомственный кубанский казак, половина моей семьи – из России, и это, я уверена, весомые основания, чтобы представлять русскую общину в Чехии.

– Но кандидатов на пост представителя русского меньшинства в Совете много. Чем Вы от них отличаетесь?

– В отличие от иных кандидатов, в т. ч. представляющих коммерческие структуры, я принадлежу к одной из самых активных и крупных общественных организаций, популяризующих русскую культуру в Чехии. Будучи знакома с чешской культурой и менталитетом, я вижу, где и как чешское общество нуждается в информации о русской культуре. Среди задач представителя – помочь русской общине активно интегрироваться в чешское общество, обратить внимание чешских госструктур на деятельность общественных организаций российских соотечественников, наладить диалог, направить господдержку на их реальные проекты, развивать межнациональное сотрудничество между другими народными меньшинствами в ЧР.

У меня есть опыт работы, который я получила, отработав в Министерстве культуры ЧР и Парламенте ЧР более десяти лет. Очень хотелось бы, чтобы российские соотечественники знали, что существует Совет по делам национальных меньшинств при Правительстве ЧР и, соответственно, чтобы Правительство ЧР имело объективное представление о жизни русского народного меньшинства.

Своей деятельностью я намерена формировать позитивный имидж культурно-исторического наследия русского народа за рубежом, при этом не политизировать исторические ситуации ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем, наладить взаимодействие между членами русской общины, познакомить их с условиями получения европейских грантов на проекты, наладить обмен информацией и культурным опытом.

Окно в Россию
Поделиться:
Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших.
14 мая 2024
Прор. Иеремии (икона). Прп. Пафнутия (икона) Боровского. Прмч. Ваты Персянина. Блгв. Тамары (икона), царицы Грузинской. Сщмч. Макария (икона), митр. Киевского. Прп. Герасима (икона) Болдинского. Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Мц. Нины. Царевококшайской или Мироносицкой, Андрониковской (икона), и именуемой "Нечаянная Радость" (икона) икон Божией Матери. Поминовение усопших воинов.
Наверх