"Казачество возвращается на круги своя" – Интервью епископа Кирилла журналу «Шестое чувство" АНО Переправа

29.12.2010 00:00


Президент духовно-светского сообщества «Переправа», общественный деятель Александр Нотин и главный редактор печатного органа АНО «Переправа» журнала «Шестое чувство» протоиерей Михаил Ходанов встретились с Преосвященным Кириллом (Покровским), епископом Павлово-Посадским, викарием Московской епархии, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, председателем Синодального комитета Московского патриархата по взаимодействию с казачеством. Встреча прошла в стенах Донского монастыря, в рабочей резиденции Владыки.

Темой беседы стало казачество России – его происхождение, история, большевистский геноцид и нынешнее возрождение.

Прот. Михаил Ходанов. Ваше Преосвященство! Благодарим вас за то, что вы нашли время встретиться с нами. Вопрос, который уже давно волнует нас, – это русское казачество, его происхождение, история, великая трагедия 20-х годов прошлого столетия, когда казачество подверглось жесточайшему геноциду от большевиков, и, наконец, нынешние перспективы. Мы знаем героическую историю казачества, и хочется верить, что оно не кануло в Лету, что всё ещё можно вернуть на круги своя, особенно сейчас, когда Россия так нуждается в твёрдой и надёжной казачьей опоре. Тем не менее всякий раз, когда я бываю, например, на юге России, и особенно в Сочи, и вижу казаков, то слышу от обывателей и людей ангажированных, что казачества нет, что всё – в прошлом и что все, кто ходит в крестах и лампасах, – «ряженые». Это обидно слышать, потому что, повторимся, казачество неотделимо от славной истории государства Российского и заслуживает глубочайшего гражданского уважения. И вместе с тем чувствуешь, что и в казачестве всё же существуют проблемы. Как, впрочем, и везде, где непросто и подчас весьма мучительно происходит долгожданное возрождение России.

Епископ Кирилл. Сегодня многие спрашивают про казаков: что же такое казачество?

Не кончается ли оно желанием определённых лиц просто надеть казачью форму и прокричать «любо»? Или выразить таким образом свой патриотизм? Или – скажем больше – «примазаться» через казачество к определённым льготам и программам? Нет, всё далеко не так. Подобные взгляды могут излагать лишь те, кто либо вовсе не знаком с историей казачества и никогда не видел настоящих казаков, либо изначально в силу каких-то тёмных причин воспринимает его негативно.

Казаки – потомки людей, история которых исчисляется тысячелетиями. Вчитываясь в историю казачества и труды её исследователей, узнаёшь, что пращурами казаков вполне могли быть осколки тюркских народов, которые вышли из Китая и Монголии с Тибетом на огромную территорию Дикого поля (эту степную территорию занимает сегодня донское казачество – Дон, Астрахань, Волгоград и вплоть до Кавказских гор, Днепра и Днестра). Когда и как они приняли христианство – неясно. Скорее всего, от славян. Кстати, то казачество, которое знакомо нам и нашим современникам, – это в основном потомки тех, кто уходил на окраины России – крепостные, каторжники и прочие люди, любившие свободу. Они бежали туда и создавали поселения. Конечно, это были достаточно мужественные люди, поскольку нужно было постоянно воевать с кочевниками, и они со временем стали оградой и форпостом России, Польши и Украины – образно выражаясь, их подбрюшьем. Но всё это произошло позже. А давняя история казаков связана именно с тюрками. Они лишь впоследствии разбавились беглыми и бунтарски настроенными людьми. Все бунты, известные в Российской империи – бунт Болотникова, Разина, Пугачёва, – были замешаны на людях беглых, в том числе и на казачестве.

Один исследователь пишет о том, что казаки происходят от хазар, которые в те времена были и иудеями, и мусульманами, и христианами. В словах «казар» – так ещё именуют казака – и «хазар» исследователи слышат некое созвучие.

Но если даже убрать эту тюркскую основу и считать казаками людей, создававших на окраинах России поселения уже в более поздние времена, – всё равно они уже существовали во времена татаро-монгол и даже служили татарским ханам. Воевали за Чингисхана, затем и против него – уже на стороне славян. В общем, были времена, когда казаки обслуживали за деньги очень многих – поляков, татаро-монгольских ханов и московских князей. Но в какой-то момент, когда все они оказались христианами, главный вектор в выстраивании внешних отношений стал неуклонно направляться в сторону православной Руси, которая вмещала в себя Киевскую и Московскую Русь. Начиная со времён Ивана III и Ивана IV Грозного появляются определённые указы и соглашения между Московским государством и казачьими атаманами.

Прот. Михаил Ходанов. А через кого оформлялись эти соглашения?

Владыка. Через посольские приказы. А приказы эти, в свою очередь, соотносились только с теми, кто представлял собой отдельную страну или государство. Так что до поры до времени казачество действительно было вполне отдельным народом. И чего у него там было больше – славянских корней или тюркских ,– судить сложно. Ясно одно: когда казаки стали всё больше и больше входить в сферу Московского государства, то процесс разбавления их славянами стал совершенно очевиден. И постепенно после Иоанна IV и Фёдора Иоанновича и особенно начиная с Петра I казачество стало органической частью Российской империи и русского народа. И уже не приказ, а другие государственные структуры вели с ними работы и осуществляли контакты. Да, казаки по-прежнему служили за определённые деньги, но в то же время они жили по законам Российской империи, и территории, на которых они проживали, тоже вошли в структуру империи. В дальнейшем свободные казачьи войска были преобразованы в регулярные и стали частью Российской армии.

Безусловно, когда мы говорим о казачестве, находившемся в рамках и законах империи, то у него – славная история. Казачество на деле доказало свою отличную подготовку, мощь и потрясающее бесстрашие. Ведь казачьи дети с ранних лет обучались военному делу, почти сразу же садились на коня, и уже вскоре включались в постоянную борьбу с кочевниками. Казачество и вправду было подбрюшьем Российской империи. Первый удар они принимали всегда на себя. С другой стороны, государство часто выставляло их на передовые рубежи своего Отечества и заполняло ими определённые бреши. По нескольку тысяч семей казаков переселялись, к примеру, с Дона на Терскую линию. Так, гребенские и терские казаки корнями происходят с Дона. Их переселили сюда для отпора диких орд с Кавказа. На казачьих саблях и пиках, с казачьим священником казаки прошли Сибирь, Дальний Восток, Север и Среднюю Азию. На одной карте я видел Российскую империю до того, как Ермак продвинулся за Урал. Конечно, тогдашнее Московское княжество было гораздо меньшим по размеру по сравнению с тем, каким оно стало после того, как казаки расширили своими походами его территорию. И это – до завоевания Казани, в котором также участвовали казаки. Так что страницы служения казаков Русскому отечеству воистину славны. Постепенно казаки стали служивыми людьми государства, они работают и живут по всем законам империи. Но были у них и определённые отличия. Так, казакам давались наделы земли, которые они не имели права продавать, но могли сдавать их в аренду. Надел давался целому войску. Был также разработан целый ряд правил и традиций, по которым они жили.

Нотин. А если к ним попадал беглый, то они держались до конца и не выдавали его, не так ли?

Владыка. Да, но за это они от власти и получали… Кончалось всё тем, что царь-батюшка, к примеру Пётр Первый, устраивал на них рейды с целью наведения порядка. Направляли туда и Суворова. В общем, много казаков полегло в те времена за свои вольные понятия… Но что поделаешь – с государством играть нельзя, у него рука жёсткая…

А вот кто такие, скажем, кубанские казаки? Переселённые запорожские. Екатерину Вторую казаки почитают как свою мать.

Нотин. Маму – они так о ней говорят.

Владыка. Да, маму, совершенно верно. Ей стоит памятник в Краснодаре. Красивейший, великолепный памятник, некогда взорванный, но сегодня вновь восстановленный. Так вот, переселение казаков состоялось после их бесконечных бунтов. То они служили католической Польше, то начинали воевать с турками, когда этого как раз делать было не надо – у России были проблемы со шведами, а на два фронта, как вы знаете, воевать невозможно. И, в конце концов, когда они уже поднадоели Екатерине…

Нотин. Достали маму!

Владыка. Именно. И она взяла да и переселила часть запорожских казаков на территории нынешней Кубани, высадили их на Тамани, и они практически заняли всю территорию Кубани и там впоследствии вписали много славных страниц в историю Отечества. Часть запорожского войска во время переселений бежала в Иран, Турцию и там жила достаточно долго. До сих пор в этих странах можно найти потомков казаков. Скорее всего, сейчас они – мусульмане. Так что большая часть подчинилась империи, а часть – бежала, боясь расправы, ибо хулиганили они также весьма изрядно.

Итак, исторически казаки, возможно, народ. Но это если мы мыслим категориями тысячелетней давности. С тех пор многое бесповоротно изменилось. Теперь казаки – нераздельная часть русского народа. Так же невозможно считать, что сегодня Сибирь – не Россия, хотя несколько веков назад там было всё иначе, и Сибирь подчинялась тому же хану Кучуму, с которым воевал Ермак.

Нотин. А Литва с Польшей была частью Российской империи.

ДеникинВладыка. Правильно. Но поляки могут сказать, что их король сидел в Московском Кремле. Так что такими категориями, когда мы говорим, например, о казачестве как о народе в разрезе тысячелетия, мыслить уже нельзя. Да, исторически корнями казаки уходят в отдельный этнос, отдельное государство. Но теперешнее казачество качественно отличается. И когда тема казачества как отдельного этноса поднимается нечистоплотными политиками и сепаратистами, получающими деньги из-за рубежа и желающими нарушить единство нашего Отечества, за такие инсинуации становится стыдно. В этом смысле показательным является заявление Антона Ивановича Деникина, которое было сделано им в 1928 году, после репрессий и Гражданской войны. Подобных сепаратистов он называет не иначе как врагами России. Об этом он говорит открыто из Парижа. «Такие идеи, как «кубанцы – это отдельная ветвь славянского племени» или «о самостоятельной казачьей нации», рождались у людей скорбноголовых и с продажной совестью и не имели, не могут иметь откликов в казачьей массе, сознающей себя по крови и до костей русской».

Прот. Михаил Ходанов. Как вы бы определили статус современного российского казачества в государстве?

Владыка. Четыреста лет – это служивое сословие России, российского народа и государства, и таковым оно может стать и сегодня, если пожелает этого. И стоять на этом надо жёстко. В том числе самому государству, Церкви и всему обществу. Пока же это весьма организованная часть нашего российского общества, состоящая из реестровых и общественных организаций.

Теперь в отношении трагедии начала 20-х годов. К сожалению, казачество, как и весь народ в целом, не обошли революционные соблазны. Идеи уничтожения царской власти. Хотя по сравнению с другим населением казаки всегда жили достаточно вольготно. И земли у них было много. Вместе с тем, вернувшись из окопов Первой мировой войны, где развратные идеи революции через большевиков-пропагандистов работали в полную силу, казачество в основном не включилось в революцию, за исключением его отдельных боевых частей. Так, казачьи генералы, стоявшие под Питером, не встали на защиту царя, хотя и могли всё приостановить жёсткой рукой. Но – не захотели и остались в стороне. Казаки, вернувшиеся с фронта домой, рассуждали так: земля у них есть.

В Центре что-то творится, царя сбрасывают.

Да пусть сбрасывают. Всё это было им безразлично. Они оказались на уровне тех обезбожившихся людей, которые потеряли веру, устои, поддались на сказки о рае на земле – конфетке с ядом вместо вкусной начинки. Рай, который уничтожил десятки миллионов людей и бесчисленные святыни. Казаки купились на конфетки и в правильном разрешении данного вопроса никакого участия не имели.

ДеникинЯ недавно читал книгу о расстреле царской семьи. Называется она «Дом Ипатьевых». Небольшая брошюра. Один из исследователей пишет в ней: те войска, которые подходили к Екатеринбургу и из-за близости которых ускорили расстрел царской семьи, – думаете, они освободили бы царя из заключения? Скорее всего, нет. Ибо те белые были такими же антисамодержавцами, как и большевики. В общем, в верхах всё было настолько разложено, что это серьёзнейшим образом отразилось на российском казачестве, и здесь мы ставим ему огромный минус. Но что говорить! Всё общество было заражено богоборческими идеями и коммунистическим миражом царства небесного на земле, которое должно было возникнуть без всякой морали и труда. Зараза коснулась всех.

Прот. Михаил Ходанов. Владыко, но тем не менее казачество – одно из самых пострадавших сословий России. Наверное, их ослепление революционными прожектами не продолжилось долго – мишура спала, и они поняли, что к чему. Ведь Советская власть именно их нещадно убивала как своих злейших врагов.

Владыка. Вы правы. К чести казачества нужно сказать, что прошло немного времени, и они, увидев подлинное лицо большевиков, встрепенулись. Были созданы Донская и Кубанская республики. Все они просуществовали, правда, всего лишь по два года. Но казачество тогда много поняло и прочувствовало. Истории известны подвиги не только взрослого казачества, но и совсем ещё юных казаков из кадетских корпусов, мальчишек по 14–15 лет. Когда казаки уходили, они пытались стоять до конца и погибали. Потом остатки казачества были вынуждены уйти за рубеж через Севастополь, а в Сибири – через Харбин и другие границы. Есть книга «Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества», изданная в 1928 году в Париже, где многие из казаков пытаются, как говорится, укусить себя за локоть. Но – уже поздно. Сотни тысяч умерщвлённых, репрессированных и расстрелянных.

Нотин. Я слышал, Владыко, высказывание Троцкого, что все казаки подлежат поголовному истреблению как единственная в России общественная сила, способная к самоорганизации.

Владыка. Совершенно верно. Был издан соответствующий указ. Ежегодно в связи с этим казачество служит панихиды. Даты эти мы не забываем и свято чтим. Много казаков полегло за правое дело, многие были вынуждены покинуть Родину. Кстати, за рубежом у них проявилась та самая способность к самоорганизации, благодаря которой они чувствовали себя на чужбине лучше, чем многие другие русские эмигранты. Представьте себе графа или князя, который был вынужден работать таксистом или дворником! Драма! Перелом в психике! А казаки создавали артели, помогали друг другу, открывали храмы и вообще как-то легче вписались в зарубежье. Там даже есть казачьи музеи. Но контакты нужно ещё только наводить.

Прот. Михаил Ходанов. Владыко, несколько слов о современном состоянии казачества.

Владыка. Казачество в России начало возрождаться лет двадцать назад, равно как и Церковь. И – другие общественные организации. До этого периода казаком называться было нельзя. По Дону и Кубани советская машина подавления прошлась основательно – людей репрессировали, вывозили, расселяли, расстреливали. Много было возвращено казаков, которые ушли вместе с немцами. Это произошло по Ялтинскому соглашению, которое предписывало вернуть в Россию всех её граждан, ставшими таковыми на 1 января 1939 года. Под эту гребёнку попало очень и очень много казаков.. То же самое произошло, когда в Чехословакию и Германию пришла Советская власть. Там уже не разбирались, кто и когда выехал – до или после 1939 года. Печальная история.

Теперь о возрождении. В 90-е годы возникло много эфемерных и криминальных организаций, называвших себя казачеством. А некоторые организации – такие, как «Союз казаков России», – существуют с 1994 года и ничем себя не замарали. Сегодня они воспитывают казачество и имеют много ответвлений в регионах России, а также в Европе и посольские станицы в Америке. При правительстве России создавались различные организации. В одной из таких я состою лично и хорошо знаю её работу. Это – Совет при Президенте РФ по делам казачества. Его возглавляет Александр Дмитриевич Беглов, заместитель руководителя администрации президента. Этот совет существует уже почти два года. На мой взгляд и по мнению других казаков, которые работали с прежними государственными структурами, этот орган наиболее деловой, правильный и по государственному мыслящий. Совет отличает и наиболее внимательный подход к делам казачества со стороны государства. Разработан новый казачий устав. Вышло много разных постановлений.

Нотин. Это единственный государственный документ, где с необходимостью прописано православие, не правда ли, Владыка?

Донской монастырьВладыка. Да, это так. В нём есть пункты, указывающие, что круг нелегитимен без представителя Русской православной церкви, без священника. Последний проводит для круга определённые религиозные обряды. Представитель Церкви благословляет кандидата в атаманы. Всё это закреплено президентским уставом, разработанным юридическим управлением при президенте, и спускается на уровень станиц и хуторов. Сегодня есть указ президента о форме, согласно которому разработана форма для каждого войска. Прописано конкретно, какой должен быть погон, какого цвета форма – зимняя, летняя, парадная и так далее. Сапоги, ботинки и всё остальное. То же – флаги, которые в ближайшее время будут вручаться президентом в Кремле. Кроме того, предусмотрены и Патриаршие хоругви, которые Святейший Патриарх будет передавать также в Кремле каждому войску. Есть также и удостоверение казака. Если милиционер, скажем, проверит этот документ и обнаружит, что владелец не является членом реестрового казачьего объединения, то с него могут быть сорваны реестровые погоны, если он таковые носит. Что значит реестровый и нереестровый? Государство, создав Совет по делам казачества, создало для казаков и возможность государственной службы. Для этого им нужно оформить устав, заключить соответствующие договоры с разными организациями. Казачьи войска, внесённые в государственный реестр, могут, минуя всякие

ЧОПы и коммерческие структуры, заключать напрямую договоры с Министерством внутренних дел, с Минобороны и с ФСБ по охране границы, с Наркоконтролем и нести данную государственную службу, получая за это деньги.

Нотин. Они приравниваются к регулярным войскам или это какая-то отдельная служба?

Владыка. Нет, это – государственная служба, а в армию казак может пойти по контракту. Кстати, согласно уставу, сейчас в армии формируются части, состоящие преимущественно из казаков. Это как раз и есть регулярные воинские подразделения из юношей-казаков в рамках Минобороны. В дивизии, например, полк. Или на первых порах рота. В Новороссийске постепенно формируется десантная дивизия только из казаков Кубанского казачьего войска. То есть государство предпринимает сегодня множество усилий для поддержки и упрочения дисциплины казачества – форма, устав, погоны, награды.

Нотин. Да, с наградами надо бы разобраться.

Владыка. Всё прописано.

Нотин. А то с этими крестами народ уже просто смеётся. Идёт казак, увешанный Георгиевскими крестами, как будто он на Первой мировой воевал. А он же не мог там воевать.

Владыка. Всё сейчас прописывается. Государство предлагает казачеству участие в разных целевых программах – сельскохозяйственных, финансовых и других. При Президентском совете создано много профильных комиссий – по экономике, по социальной работе, по культуре, по взаимодействию с Русской православной церковью, которую я и возглавляю. Комиссиями этими руководит, как правило, замминистра – скажем, по экономическому развитию, а его заместителем является атаман определённого реестрового войска. Таким образом, войскам дана прямая возможность через участие в комиссиях (в них можно приглашать любой набор министерств, ведомств, Госдуму, Федеральное собрание и так далее) решать свои проблемы и вопросы. Самое главное здесь – нужно работать. Повторяю – сегодняшний набор инструментов для самостоятельного движения вперёд у казачества очень и очень серьёзный.

Нотин. Как оценивается численность реестрового войска?

Владыка. На сегодняшний день – 700–800 тысяч человек. География в основном – юг. Но есть казачьи части и в Центральном федеральном округе, и в Сибири. Однако главные районы сосредоточения – Дон, Кубань и Терек. Помимо реестрового есть ещё и общественное казачество. Это Союз казаков России и несколько сотен других организаций. Есть, конечно, и те, о которых говорят: «ряженые». Есть и криминализированные группировки, прикрывающиеся казачьей тематикой. Есть и те, которые просто занимаются культурными вопросами. Например, фольклорный ансамбль.

Прот. Михаил Ходанов. А какова общая численность казачества вместе с реестровыми?

Владыка. Помимо 700–800 тысяч реестрового войска есть ещё и члены их семей, а это уже несколько миллионов. С общественным казачеством и их семьями казаков сейчас насчитывается от восьми до десяти миллионов человек.

Почему Церковь создаёт сегодня Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и епископ назначается его председателем? Донской монастырь стал духовным центром казачества. Сам Святейший Патриарх регулярно приезжает к нам и называет главным казачьим церковным праздником 1 сентября – день празднования Донской иконы Божией Матери. Святейший сказал, что будет лично возглавлять духовное водительство казаков. Почему так? Здесь две составляющие. Во-первых, казаки сами заявляют о себе как о православных. А во-вторых, сегодня Церковь видит реальную возможность возрождения казачества и от всего сердца хочет помочь им встать на ноги. Ведь настоящими казаки станут только тогда, когда наряду с государственной дисциплиной и традиционным укладом жизни они ощутят себя православными духовными людьми. В этом смысле Церковь предпринимает большие усилия: в каждой епархии назначены священники, ответственные за работу с казачеством. В казачьих регионах сам архиерей занимается их проблематикой. Есть и специальный помощник архиерея по делам казачества. Создан, как я уже сказал, специальный Синодальный комитет. Поэтому я бы сказал так – на сегодняшний день решающее слово остаётся уже за самим казачеством.

Нотин. Владыко, я слышал, что в Иоанно-Богословском институте есть планы по созданию казачьего факультета. Это так?

Владыка. При этом институте уже создано казачье отделение, на которое в этом году поступило несколько человек. Думаю, что на будущий год среди казаков будет очень много желающих там учиться. Ведь в России – двадцать четыре казачьих кадетских корпуса, выпускники которых идут в вузы и успешно туда поступают.

Нотин. А кого в институте будут готовить? Священников или командный состав с хорошим знанием как светских наук, так и богословия?

Донской монастырьВладыка. В институте представлено три раздела богословского образования. Первый – чисто богословский. Второй – по специальностям: юристы, экономисты, педагоги, журналисты и так далее. Факультетов много. И третий – казачья составляющая: история казачества и многое другое. Никогда для казаков раньше не было богословского образования. Надеемся, что в скором времени в казачестве появятся люди, грамотные с духовно-богословской точки зрения. Со своей стороны, мы регулярно проводим семинары для казачьих войск – для атаманов и священников. Недавно прошёл подобный семинар для отделов и округов Кубанского и Оренбургского войска. Так что скажу со всей основательностью: несмотря на все проблемы, которые сегодня есть в казачестве, несмотря на политику его уничтожения в советские годы, оно сегодня есть. Казачество живо. Если взять Дон, Кубань и Терек, да и Сибирь, – везде мы видим славное возрождение казачества. Конечно, есть проблемы. Остатки безбожия в душах, определённая невоспитанность и прочее, но за казачеством – будущее. Вопреки всему советскому прошлому, из которого все они вышли, казаки позиционируют себя сегодня как православные. И тут действует следующее духовное правило. Допустим, я хочу быть хорошим. Да, сегодня я ещё не такой, но желание это, которое остаётся во мне и не пропадает, во многом – залог того, что в конце концов я таковым и стану. То же и в отношении православия казачества. Кроме того, весьма важно, что казаки в отличие от многих других сил сумели и сегодня самоорганизоваться. Это тоже говорит о серьёзности казачества.

Нотин. Знать, прав был Иудушка Троцкий, когда нацелился на казачество именно по этому признаку.

Владыка. Да. Ленин и Троцкий били их по основным корням. Так вот, нынешние организации казаков – разные. Какие-то из них лучше, какие-то – хуже. Но они есть.

Прот. Михаил Ходанов. Владыко! Духовно-светское сообщество «Переправа» в лице его президента Александра Ивановича Нотина находится с Донским монастырём в постоянном контакте – молитвенном и деловом. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о перспективах этих взаимоотношений?

Владыка. Эта тема заслуживает отдельного интервью. Полагаю, что мы его в ближайшее время и проведём. Есть многое что сказать по этому поводу. Сейчас в отношении Синодального комитета, Донского монастыря и сообщества «Переправа» отмечу следующее. Я очень рад тому, что познакомился с Александром Ивановичем Нотиным и с вами, батюшка, а также ознакомился с той деятельностью «Переправы», которая представлена журналом «Шестое чувство». Сейчас вы начали выпускать серьёзное по содержанию бизнес-приложение «Наше дело» для российского предпринимательства. И самое главное, я рад тому, что вижу во всех планах и программе данной организации – через непосредственные встречи на молитве и в беседах – правильное православное святоотеческое понимание возрождения души русского человека и русского народа и Отечества в целом. Это касается и темы возрождения русского предпринимательства и молодёжи, которая является стержневой для «Переправы» как организации. Для меня это самое важное – как для христианина, монаха и епископа Русской православной церкви. Пусть Господь благословит старания всех тружеников «Переправы» и наши совместные труды. У нас с вами – очень большие планы по созданию просветительского центра в Донском монастыре, который должен привлечь многих казаков и москвичей, равно как и молодёжь. Надеюсь, что мы сможем совместно осилить и многие другие направления. Бог в помощь всем нам!

Журнал "Шестое Чувство"

Поделиться:
Страстная седмица.
30 апреля 2024
Великий Вторник (икона)
Сщмч. Симеона (икона), еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мч. Аскитреи и иных многих. Прп. Акакия (икона), еп. Мелитинского. Прп. Зосимы (икона), игумена Соловецкого. Мч. Адриана. Свт. Агапита, папы Римского. Обретение мощей прп. Александра (икона) Свирского. Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого. Св. Михаила исп., пресвитера. Сщмч. Феодора пресвитера.
Наверх