Артефакты казачьего музея – часовые времён

23.03.2017 22:59

2017 год не может не вызывать исторических ассоциаций. Столетие отречения от престола императора Николая II, Октябрьская революция и последовавшее затем кровопролитное гражданское противостояние так или иначе осмысляются в российском обществе. Этим переломным для нашей страны событиям посвящена первая экспозиция открывшегося музея Казачьего культурно-исторического центра в здании управы Минераловодского районного казачьего общества. В скором будущем здесь планируется представить материалы, посвященные войнам и локальным конфликтам XX-XXI веков, в которых принимали участие казаки.

Пожалуй, в этом и уникальность музея – на Ставрополье существует множество как небольших, так и серьезных выставок, посвященных жизни, быту и культуре казаков, но ни одна из них в полном объеме не отражает тему трагической судьбы казачества, оказавшегося в самом центре водоворота переломных исторических событий.

Идейным вдохновителем музея и главным собирателем ценных артефактов стал атаман Минераловодского районного казачьего общества и по совместительству первый товарищ (заместитель) атамана Терского войска Олег Губенко. Больше 40 лет своей жизни он посвятил поиску и коллекционированию редких вещей, чему способствует острый интерес к истории России. Губенко – казак харизматичный и широко известный на Северном Кавказе. Он автор нескольких книг, активный участник периода возрождения казачьего движения, затем боевых действий в составе Ермоловского батальона, а кроме прочего – человек феноменальной памяти, способный часами говорить о предмете своего интереса. В день открытия музея из-за большого наплыва гостей Олег Вячеславович провел экскурсию от начала до конца не менее четырех раз, каждый из них отличался новыми нюансами и гранями.

ВЗГЛЯД БЕЗ ПОЛИТИКИ И ВНЕ ИДЕОЛОГИИ

На открытие в Минводы прибыли архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, депутат Думы Ставропольского края Виктор Лозовой, атаман Терского казачьего войска Александр Журавский, директор Пятигорского музея Сергей Савенко, представители местной администрации и национальных организаций – армянской общины города Минеральные Воды, а также руководитель общества греков «Энотис» Валентин Шахбазов.

Началось все с поминальной литии, которую отслужил Владыка Феофилакт в храме Святых Царственных Страстотерпцев, выстроенном казаками на территории управы. После богослужения архиепископ отметил, что только через объективный взгляд на исторические события мы можем увидеть наше будущее:

– Миллионы казаков вместе с царской семьей приняли мученический венец исповедничества, до конца не сняв с себя казачьей папахи и нательного креста, оставшись верными долгу, чести и присяге.

Виктор Лозовой передал поздравления с открытием музея от имени всего депутатского корпуса, губернатора Ставрополья и аппарата правительства края.

Войсковой атаман Александр Журавский призвал без политических симпатий и вне идеологии посмотреть на крушение всего, чему служили казаки, и выразил уверенность, что музей станет центром объективного изучения истории для школьников и молодежи.

Особую научную оценку экспозиции дал директор Пятигорского музея Сергей Савенко:

– Этот проект больше года обсуждался воссозданным Терским обществом любителей казачьей старины. Открытие музея не случайно было определено на март 2017 года, который, как известно, связан с ключевыми событиями нашей общей истории, остро касающейся казачества. Исключительно важно, что спустя 25 лет противоречивого процесса возрождения казачества неизменным остается интерес к истории, и это событие является его ярчайшим показателем.

ВЕЩИ – ЭТО ФАКТЫ ИСТОРИИ

Каждый уголок относительно небольшого помещения музея задействован с пользой: в стеклянных витринах с подсветкой и в рамках на стенах почти до самого потолка документы, литографии, фотокарточки, письма, подлинные наградные знаки и другие артефакты. При верном прочтении эти немые свидетели эпохи могут рассказать многое.

С порога ощущается тот тревожный дух, в котором находилась империя в 1914 году: политические интриги европейских держав, сыгравших на чувстве долга и верности принципам русских, которые не смогли отказаться от защиты балканских славян. Карты военных кампаний испещрены стрелками, за которыми стоят миллионы жизней и величайшая трагедия русского народа.

С портретов смотрят и те, кому выпал нелегкий жребий командования русской императорской армией, и простые лица солдат, казаков, их семей… Пожелтевшие карточки казаков терской станицы Александрийской соседствуют с портретами забайкальцев и авиаторами… Вот – механик Щербаков, воевавший в составе русского добровольческого авиоотряда во время войны Болгарии и Турции 1912-1913 годов.

На сукне поблескивают нагрудные знаки Лейб-гвардии Его Величества Уланского и Гродненского полков, шифровка с погона Волгского казачьего полка, который комплектовался за счет мобилизационного резерва станиц Пятигорского отдела Терского войска. Знаки соседствуют со старинным бебутом – кинжалом, бывшим на вооружении нижних чинов артиллерии с 1907 года. Именно этот бебут носил артиллерист, воевавший на Кавказском фронте.

– За этим кинжалом – героический период Первой мировой, – рассказывает Олег Губенко.

– Победы под Сарыкамышем, Эрзерумом, взятие Трапезунда.

Деловая переписка госпиталей и тыловых служб, если внимательно читать и видеть, по крупицам приоткрывает условия войны. Требование уложить линолеум в санчасти или, например, крошечный намек с надеждой на то, что простой учебник истории Греции и Рима могла держать в руках великая княжна Татьяна Николаевна – небольшая синяя печать учрежденного ею комитета, который обеспечивал жильем и питанием беженцев.

Губенко акцентирует, что выставка специально дополнена репродукциями полотен известного художника Павла Рыженко. Его «Брусиловский прорыв» напоминает о том, что еще в 1916-м на реке Стоход полегло больше половины русской императорской гвардии – людей, изначально и безусловно преданных престолу.

Газетные вырезки, личная переписка и даже заметки на полях учебника пятиклассника-гимназиста Юры Плохинского могут рассказать об усталости народа от войны. Историю нельзя переписать, когда есть факты, а факты – это вещи, немые свидетели эпохи. И они рассказывают об интригах западных держав, юрких уловках союзников для ухода от обещанной помощи России, записки жандармских управлений разных городов о провокациях еврейских погромов, заговор генералов и великих князей, толкнувших императора к оставлению им государственной власти. Здесь газетные страницы, с которых столетие назад тревожные глаза читателей смахивали взглядом окончательное и бесповоротное: и Михаил Романов тоже подписал отречение. Бессильный, панический призыв Временного правительства уже на четвертый день своей власти – к дисциплине в армии, где солдаты срывают погоны и убивают офицеров.

Страна стремительно ввергалась в хаос гражданской войны уже в 1917 году. Впечатляет композиционное решение: среди агиток от «красных» и «белых» на стенах к углу сходятся два призывных плаката: белогвардейский «Отчего Вы не в армии?» и плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?». И между ними – зритель, сегодня, к счастью, не загнанный в угол страшного выбора. А дальше – кровь и террор, разделившие семьи на врагов, как результат последовательной тактики любых революций. И жестокий урок, что бескровными они не бывают.

30 СЕРЕБРЯНИКОВ

В центре всей экспозиции – икона царской семьи с необычной историей. Лет 10 назад житель Минеральных Вод пожертвовал казачьему храму Святых Царственных Страстотерпцев средства на благоукрашение. Появилась идея создать образ, в котором будет воплощена идея предательства. Долго искали и приобрели тридцать серебряных дореволюционных рублей для будущего оклада. Его для иконы сделал Юрий, ювелир по профессии и участник известнейшего казачьего фольклорного ансамбля «Братина», который часто бывает с концертами у терцев в Минводах. А сам образ был заказан в Свято-Пантелеимоновском русском монастыре на Афоне. Но монахи в итоге передали его казакам в дар. Освящалась икона в Казанском соборе на могиле М. И. Кутузова в Санкт-Петербурге.

Непосредственно казачью составляющую экспонатов музея собирали по крупицам. Здесь фотоснимки семьи Притворовых из хутора Евдокимовского, который в те годы относился к станице Лысогорской. Казаков Притворова и Русанова в 1924 году, в уже установленный период законности советской власти, расстреляли чоновцы без суда и следствия у реки Кумы за якобы найденные в домах патроны. С особым трепетом собиратель музея рассказывает о небольшом предмете – пряжке от солдатского ремня казака Минераловодского общества Владимира Николаевича Чаплинского, представителя казачьего рода, происходящего от польских шляхтичей – ссыльных на Кавказскую войну. Здесь фотографии предков Алексея Шипилова, который помогал Олегу Губенко в устройстве музея.

Фото и личные вещи простых казаков соседствуют с портретом Петра Врангеля, сумевшего вывести армию в 160 тысяч человек из Крыма и с опозданием, после Колчака и Деникина, признавшего землю за крестьянами. Здесь же редкое подлинное фото последнего атамана Донского войска графа Михаила Граббе в эмиграции.

Отдельный интерес представляет богатая коллекция денежных знаков этого периода: от известных «керенок» до множества разнокалиберных купюр, выпускавшихся в областях России и даже в США.

ВЫЖИЛИ – СПРАВИМСЯ

Стенд с прессой и стенограммами съездов ВКПб 1930-х годов ставит серьезные вопросы дня сегодняшнего: так кто же такие были казаки в советское время, когда уже перестали существовать сословия? Почему с ликвидацией социального статуса, даже после гражданской войны выжившие казаки никуда не исчезли, а лишь еще больше сплотились в компактном проживании в своих исторических территориях? И что же увидела в них советская власть, именуя отдельно от остального населения и выделяя стенограммах съездов ВКПб по терминологии и обращениях: «Рабочие и колхозники, а также колхозное казачество!.. »?

Ведь вспомнила в 1936-37 годах, когда в воздухе витал запах новой большой войны и даже посвятила массу публикаций, в том числе в журнале «Огонек», лежащий теперь под стеклом в музее.

В заключение – гордость и кульминация экспозиции, уникальная коллекция огнестрельного оружия 1777-1862 гг. Кремниевые и капсульные ружья, бывшие на вооружении в Русско-турецкой, Крымской и Кавказской войнах – уникальный дар музею казака Петра Федоровича Голдина. Дрогнувшим голосом он признался, что много раз в его семье возникали мысли продать коллекцию, но ни у кого не поднялась рука.

Это лишь часть экспонатов, которые готовы представить в будущих экспозициях Казачьего культурно-исторического центра Минераловодского казачьего общества.

– Мы – последнее связующее звено между нашими предками и потомками. На нас лежит колоссальная ответственность по передаче фактов нашим детям. И если мы справимся с ней, то история казачества будет продолжаться в России,

– так завершил Олег Губенко презентацию, и с его словами сложно поспорить.

Кавказ Сегодня
Поделиться:
Седмица 3-я по Пятидесятнице.
28 июня 2022
Прор. Амоса (икона). Свт. Ионы (икона), митр. Московского, всея России чудотворца. Мчч. Вита (икона), Модеста и Крискентии питательницы. Мч. Дулы Киликийского. Иеронима (икона) Блаженного,Стридонского. Августина (икона) Блаженного, еп. Иппонийского. Прп. Дулы страстотерпца, Египетского. Перенесение мощей прп. Феодора (икона) Сикеота, еп. Анастасиупольского. Свт. Михаила (икона), первого митр. Киевского. Мч. Лазаря (икона), блгв. кн. Сербского . Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема II, патриарха Сербского. Сщмч. Амоса пресвитера. Воронинской иконы Божией Матери.
Наверх