125284, г. Москва, ул. Поликарпова, дом 16
/
О формировании системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества: итоги мониторинга 2010-2011 гг.  
Новости казачества / 24.11.2011
Доклад можно также скачать как презентацию

 

О формировании системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества:
итоги мониторинга 2010-2011 гг.

 

Доклад Преосвященного КИРИЛЛА, епископа Ставропольского и Невинномысского, Председателя Синодального Комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, Председателя профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

(г. Екатеринбург, 22 ноября 2011 года)

Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые члены Совета! Всечестные отцы! Братья и сестры!

         Позвольте мне от лица Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выразить всем присутствующим в этом зале слова глубокой благодарности за то дело, которое Вы все делаете. Возрождать казачество, которое веками служило своему Отечеству, – это не просто почетная, но Богом благословленная миссия. По поручению Святейшего Патриарха передаю всем вам Божие благословение на эти труды.

Сегодня в повестке дня нашего Совета обозначен, на мой взгляд, наиважнейший вопрос, от решения которого напрямую связано наше продвижение в деле возрождения казачества.

Вопрос о духовном окормлении казачьих обществ и общественных объединений казачества.

По Божию промыслу, решением Священного Синода Русской Православной Церкви был создан Синодальный Комитет по взаимодействию с казачеством. Нужно заметить, что, создавая вертикаль церковной власти, священноначалие не ставит, и никогда не ставило перед собой задачу формирования бюрократического аппарата, позволяющего «держать ситуацию под контролем». Также и наше участие в работе Президентского Совета обусловлено лишь одним желанием – нести ответственность за свою евангельскую проповедь в мире и способствовать развитию соработничества с обществом в социальных оздоровительных процессах.

Обозначенные процессы захватывают все бóльшие массы населения, в том числе и казачество, переживающего новую эру своего возрождения. В этой связи неизбежно встает вопрос, на каких принципах будет строиться это возрождение?

Отвечая на данный вопрос, своего рода вызов времени, в своей знаменитой, исторической речи на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 14 октября 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметил, что «без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно».

Сформулированная, таким образом, стратегия возрождения казачества через его воцерковление, стала главным ориентиром деятельности новой синодальной структуры, призванной осуществлять координацию в вопросах диалога и сотрудничества Русской Православной Церкви с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством, поскольку сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории, ибо по слову Апостола «все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, сонаследники Христу. Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8. 14, 17).

Сегодня для нас принципиален содержательный аспект этого взаимодействия, поскольку казачий устав предполагает добровольное соработничество Церкви и казачества.

Соответственно, и цель такого соработничества заключается в создании условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и станицах.

Смею заметить, что некоторые представители казачьего сообщества ошибочно видят в церковной структуре светский орган управления казачьими организациями и приписывают Синодальному Комитету несвойственные ему функции, поэтому мы находим важным разъяснить ряд принципиальных моментов.

         Понимая, что казачество – это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры, мы сформулировали основные принципы-ориентиры нашей работы, так как от их понимания и исполнения зависит и результат, которого ждет общество в рамках процессов оздоровления социального пространства, а также стремления избежать ошибочного представления некоторых представителей казачьего сообщества, видящих в церковной структуре светский орган управления казачьими организациями с несвойственными ему функциями.

Представленный на слайде перечень принципов-ориентиров был в свое время определен Святейшим Патриархом Кириллом, а именно:

1. Координация работы духовенства в казачьих соединениях;

2. Формирование через веру православного образа жизни;

3. Наблюдение за духовным состоянием казачества;

4. Применение канонических санкций прещения при отступлении от духа и традиций казачества.

         Устав Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, развивая данные принципы, определил основные направления деятельности, которые отражены на слайде.

Представленный нами перечень направлений, своего рода ориентиров, дает возможность логически реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры – не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Здесь важно подчеркнуть, что формирование православного образа жизни неразрывно связано с сохранением и приумножением богатых традиций казачьей культуры, которые свято хранила Русская Православная Церковь.

И сегодня, по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, к работе по духовному возрождению казачества привлечено беспрецедентное количество священнослужителей Русской Православной Церкви – 896 священников (или почти 6% от всего количества священнослужителей РПЦ), которые духовно окормляют реестровые казачьи общества.

На нашем прошлом заседании мы представили вниманию членов Совета «Банк данных священнослужителей, окормляющих реестровые казачьи общества». К слову необходимо заметить, что в этот банк включены также и священники, которые работают и в некоторых общественных организациях.

На слайде показано распределение священников по войскам.

В течение истекшего периода специалистами Синодального комитета и нашей постоянной профильной комиссии при содействии войсковых священников, был проведен мониторинг процесса формирования системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества.

Данные мониторинга, которые сегодня мы представляем Вашему вниманию, свидетельствуют как о достижениях, так и о проблемах в этом вопросе.

Так из данных слайда видно, что, казалось бы, охват духовным окормлением не достаточно высок, если к этому подходить чисто арифметически (конечно же мало священников на почти 2500 зарегистрированных казачьих обществ), но нас все же интересует содержательная сторона этого взаимодействия.

В ходе совместной работы с институтом войскового духовенства, постепенно вырабатывались и уточнялись основополагающие принципы воцерковления казачества, о которых мы уже докладывали членам Совета.

Мы формулируем их следующим образом:

1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням.

2. Каждый казак призван жить в венчанном браке.

3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.

4. Казак, если он хочет жить полнотой церковной жизни, обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.

5. В каждом образовательном учреждении казачьей станицы в обязательном порядке должно быть организовано изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной Веры».

Соответственно, основная работа Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью сосредоточена в среде духовенства, определенного священноначалием для работы в казачьей среде. С этой же целью по благословению Святейшего Патриарха Кирилла создана и Коллегия  войсковых священников – постоянно действующий совещательный орган при Синодальном Комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, целью которого является подготовка решений по вопросам, относящимся к деятельности СКВК.

Фактически, содержание деятельности войскового священства сосредоточено в рамках обозначенных на слайде направлений.        

Специально хочу отметить такое направление соработничества Церкви и казачества, как воспитание патриотизма, воскрешение героического духа в казачьей среде. У этого направления есть и благодатная основа – легендарная, героическая история казачества, духовные устои его жизни, где нормой поведения всегда было правило, когда один за всех и все за одного, где строго соблюдались законы казачьего братства, взаимовыручки, где превыше всего ставилась защита униженных и оскорбленных, борьба со злом и несправедливостью, что подтверждают нам слова из Святого Писания: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14).

Следовательно, перед нами стоит сегодня задача сделать эти принципы нормой жизни казака и его семьи. В этом заключается Божие призвание к пастырям Церкви Христовой – помочь казакам в утверждении того образа жизни, который должен стать образцом для гражданина нашего Отечества. Чтобы люди, видя этот пример, говорили: «Так и надо жить!»

Отметим в этой связи, что поскольку взаимодействие – это двусторонний процесс, хотелось бы, чтобы именно сами войсковые казачьи общества определили пути этого взаимодействия, начиная с признания роли священнослужителей в жизни казачьих обществ, разработки договора о взаимодействии, определяющего права и обязанности сторон, вплоть до формирования системы войсковых и отдельских структур конкретно отвечающих за духовно-просветительскую работу среди казаков и членов их семей.

Здесь хотел бы проинформировать членов Совета о том, что в адрес Московской Патриархии и Синодального комитета поступают обращения представителей казачества из многих регионов нашей страны по вопросам воцерковления и, в частности, о недопустимости факта отсутствия православного компонента в Уставах казачьих обществ, поскольку исторически представители казачества не мыслили и не мыслят себя вне Церкви и благословленных Ею традиций.

Считаю необходимым обратить ваше внимание на то, что, в предложенном сегодня к обсуждению, проекте Устава Всероссийского казачьего общества, к сожалению, также отсутствует православная составляющая, которая была нами совместно согласована и утверждена в тексте Типового Устава ВКО (§3, п. 11, §5, пп. 41, 49, 53).

В данном аспекте, нам представляется, что в предлагаемый проект Устава Всероссийского казачьего общества дополнительно необходимо внести пункт, предусматривающий православное вероисповедование для кандидата на пост верховного атамана, а также отражение в проекте статуса духовника Войскового казачьего общества, о чем мною было сказано выше.

Сегодня мы направили свои предложения и по поводу проекта стратегии развития российского казачества до 2020 года, усилив православную составляющую этого документа.

В ходе проведенного мониторинга мы попытались проанализировать состояние этих проблем в аспекте построения системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества.

Здесь важно отметить научно-методическую сторону проведенной за истекший период работы.

Научно-методическая поддержка осуществлялась через разные формы работы:

– проведение научно-практических конференций разных уровней, на которых обобщается опыт совместной работы казачьих обществ и Русской Православной Церкви (секция XIX Международных Рождественских чтений «Церковь и казачество: реализация духовно-нравственных программ и проектов», I-я Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество:  соработничество на благо Отечества», Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» (г. Ставрополь), научно-практическая конференция «Актуальные проблемы концептуализации и проектно-программного сопровождения системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта» (г. Волгоград), нами осуществляется подготовка в рамках юбилейных ХХ Международных Рождественских чтений самостоятельного направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества»);

– мы докладывали о проведении информационно-обучающих семинаров «Основные направления работы по взаимодействию казачьих обществ с Русской Православной Церковью» (проведены семинары для атаманов и духовников Всевеликого войска Донского, Терского, Иркутского, Сибирского, Кубанского и Оренбургского войсковых казачьих обществ);

– нами разработана и направлена в казачьи общества нормативная база взаимодействия РПЦ и казачьих обществ (разработаны примерные Соглашения о сотрудничестве между приходами Русской Православной Церкви и казачьими обществами, а также о сотрудничестве приходов с казачьими  кадетскими корпусами в области духовно-нравственного воспитания);

– осуществляется обеспечение казачьих кадетских корпусов учебной и методической литературой духовно-нравственного содержания (литература вручается во время проведения конференций и индивидуальных консультаций по духовно-нравственному воспитанию);

– организуются паломнические поездки по святым местам (в качестве примера можно привести паломничество атаманов ВКО на Афон);

– организация участия представителей казачьих обществ в    православных праздниках (например, становится традиционным активное участие казаков в праздновании общероссийского Дня казачества в Донском монастыре 1 сентября, служение совместных панихид по убиенным и репрессированным и т.д.);

– подготовка и издание сборников материалов, обобщающих опыт совместной работы РПЦ и казачьих обще

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла специалистами Синодального комитета осуществляется работа по подготовке Внутреннего устава православного казачьего общества, который будет рекомендован войсковым священникам и духовенству, привлеченному к работе с казачеством, с целью определения единых подходов к процессу воцерковления казачьих обществ.

Что подтолкнуло нас к этому?

Мы познакомились со структурой правления некоторых ВКО и обнаружили, что создавая структуру, координирующую вопросы воцерковления, казачьи общества ошибочно именуют их как отделы межконфессионального взаимодействия.

Такая структура, например, создана в правлении Волжского казачьего общества. Это в корне не верно!

Только Русская Православная Церковь и исторически, и нравственно является Матерью для каждого казака. Никакая другая религия никогда не была представлена в среде казачества. В этой связи, уместно вспомнить добрую русскую поговорку: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец!»

В настоящее время Синодальный комитет и наша профильная комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью разрабатывает проект формирования института заместителей атаманов по духовно-нравственному просвещению и взаимодействию с Русской Православной Церковью. Данный институт создается в целях координации деятельности отделов ВКО, войсковых священников и приходов РПЦ по духовно-нравственному просвещению членов казачьих обществ и общественных объединений казачества.

Предполагается, что каждый заместитель войскового атамана по взаимодействию с РПЦ будет включен в состав постоянной профильной Комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

А в проекте стратегии развития российского казачества в разделе «Целевые показатели» мы предлагаем ввести еще один целевой индикатор – количество казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, реализующих целевые программы взаимодействия с РПЦ.

Почему это так важно? Анализ ситуации дает нам право вносить данное предложение на рассмотрение Совета.

 

         Считаю, что важным критерием качества взаимодействия священника и казачьего общества является нормативно-правовая база: договор, соглашение, план, программа работы и т.д.

Мы можем говорить, что сегодня не более 25% анкетированных обществ имеют такую нормативно-правовую базу, которая определяет, говоря современным языком «правила игры».

Также отмечу, что это не область заботы священнослужителя, а в первую очередь, атамана, в чью компетенцию входит забота о моральном состоянии его подчиненных.

На слайде мы можем видеть наглядно информацию о состоянии данной позиции, которая определяет все аспекты процессов взаимодействия и их результативности.

Хочу отметить еще одну деталь. Священник не может в силу своего статуса «командовать» в казачьем сообществе. Он – советчик, своего рода арбитр, помощник, утешитель. Он не может подменять атамана, да это и не к чему. А вот заместитель атамана – может властью, данной ему казачьим кругом, поддержать или инициировать те проекты и планы, которые будут способствовать духовному и нравственному оздоровлению казачества в духе отечественных традиций и Веры своих героических предков.

Что же касается вопросов воцерковления, о которых я докладывал в начале моего выступления, то ситуация выглядит следующим образом.

Данные представленного слайда дают возможность увидеть, как в казачьих обществах идет процесс воцерковления.

Мы предлагаем вашему вниманию три позиции: количество крещенных, количество венчанных браков и участие членов казачьего общества в богослужениях, с учетом регулярного участия в церковных Таинствах.

Отмечу, что приведенные данные безотносительны, они не показывают динамику, а лишь свидетельствуют о зафиксированном состоянии, поскольку такой мониторинг проведен впервые.

Но картина заставляет задуматься. Отмечу, что, несмотря на обозначившуюся российскую тенденцию, венчания после государственной регистрации брака, а также крещения детей в первые годы их рождения, показатели, зафиксированные нами, прямо скажу, не радуют. Позиция по крещениям зафиксирована на уровне около 70%, а венчаний – чуть более 40%. Хотя справедливости ради следует заметить, что в разных обществах показатели по крещениям варьируются от 2% до 98%, а процент венчанных пар – около 70%. И, тем не менее, здесь есть над чем задуматься.

Обращаю ваше внимание на богослужебную практику. В обычное время, из-за разных обстоятельств, средний процент членов казачьего общества периодически посещающих богослужения варьируется также от 2% до 40%.

Мы можем сказать, что представители казачества более активно посещают богослужения, чем обычные прихожане. Но религиозность казаков носит несколько иной характер. Казаки не ставят себе в обязанность регулярного участия в богослужении, но в случаях, требующих особой твердости в отстаивании Православия, они проявляют сплоченность и силу характера.

Но все же, зафиксированный показатель на уровне чуть более 10% – это конечно проблема, поскольку, повторюсь, когда казак принимает Присягу, он клянется на Святом Евангелии и перед Крестом Спасителя, но проблема в том, что Евангелие большая часть казачества просто-напросто не читала.

Считаем, что это есть главный предмет для взаимодействия, поскольку мы на всех уровнях заявляя, что «казак без веры не казак», что «Слава Богу, что мы казаки», порой не понимаем, что Вера познается в Божием Храме и вопрос катехизации казачьего сообщества, приобщения его к Православной вере – это серьезный вопрос для обсуждения в казачьем сообществе.

В большинстве своем казаки в деятельности прихода выполняют функцию охраны и поддержания порядка. В 95% опрошенных обществ казаки берут на себя данную функцию. Вообще из данных мониторинга видно, что охранно-правовая деятельность занимает почти 80% занятости членов казачьего общества. И только 21% занимают иные формы работы, в том числе, связанные с внебогослужебной деятельностью, но связанной с духовно-нравственным воспитанием. Это – регулярные встречи со священником, паломнические поездки казаков и членов их семей, проведение православных выставок, организация библиотек, молодежных клубов по интересам, музейная деятельность и т.д.

Отмечу, что очень слабо представлено социальное служение – участие  в приходской благотворительной деятельности, заботе о пожилых и инвалидах.

Но отрадно, что все больше казачьих обществ принимает участие в работе по восстановлению либо строительству новых храмов, помощи приходам в приобретении церковной утвари, облачений и святых икон (Ростов, Краснодар, Терек).

         Отдельно следует выделить вопрос о молодежном служении в казачьей среде.

На слайде показана информация о казачьих кадетских корпусах.

Мы акцентируем ваше внимание именно на этом вопросе в связи с нашим общим решением и стремлением к открытию казачьих кадетских корпусов в каждом Войсковом казачьем обществе, так как эти образовательные учреждения показали свою жизнестойкость и востребованность.

Мы видим уже сейчас, какую пользу приносит их деятельность наряду с многочисленными казачьими школами и классами, дошкольными учреждениями, ибо организуя систему воспитания при участии Церкви, в данных образовательных учреждениях формируется здоровая традиционность, благочестивая образовательная среда, а также стремление и верность высоким идеалам. Пример тому – наши воспитанники, кадеты, – в них наше будущее, в них наша сила.

 

         Вообще православное воспитание – важный критерий казачьей жизни. В среднем, в 19% анкетированных окружных казачьих обществах священник может беспрепятственно духовно окормлять казачьи образовательные учреждения, молодежные организации или военно-патриотические и спортивные клубы.

Кроме того, от 3% до 35 % детей казачьих станиц охвачено различными формами духовно-просветительской деятельности, далеко не полный перечень которых обозначен на слайде.

Могло бы быть и больше, но подчеркну, это цифры, где созданы условия для просветительской деятельности священников-духовников. Невольно вспоминаются слова Спасителя – «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16).

В этой связи хочу еще раз сказать о подготовленных нами проектах концепции и программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Мы ощущаем некоторое торможение в продвижении данных документов, хотя уже многие казачьи общества взяли проекты на вооружение и на местном уровне принимают подготовленные на их основе свои программы воспитания и образования.

Думаю, что Министерству образования нужно порекомендовать от имени Президентского совета ускорить работу по внедрению данных программ в образовательную практику.

Получается парадоксальная ситуация – Положение о кадетском корпусе приняли, а программой не обеспечили!

Кроме всего прочего, все заинтересованные организации дали нам свои заключения по поводу подготовленных нами проектов (положительные они или отрицательные – это другой вопрос). И только Мирнистерство образования, к сожалению, никак не высказалось относительно данного проекта.

 

Сегодня в нашей деятельности активную роль начинают играть информационные ресурсы. Отрадно, что созданы и активно действуют не только общероссийские средства массовой информации, но и местные казачьи издания.

Церковь особо считает, что «религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей».

Значит необходимо учитывать эти ценности, в том числе и в информационной сфере. В связи с этим, вопросы духовно-нравственной составляющей информационной среды оказываются особенно востребованными. Ибо они призваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения, воспитания людей в доброте, честности и трудолюбии.

В связи с этим мы должны рассматривать функцию казачьих средств массовой информации в предоставлении члену казачьего сообщества не только описаний определенных событий, но и в создании условий для духовного и нравственного становления его личности.

Сегодня так сложилось, что люди часто думают о Церкви, как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, попросить у Него исцеления, помолиться о заступничестве, а затем, получив просимое, идти обратно в свой дом, возвратиться к прежней жизни и ни о чем не беспокоиться.

Но это неправильно. Надо быть православным и вне храма. Считаю, что казак должен воспринимать храм не только как место, где он обращается с просьбами к Богу, но и как место, где он получает от Господа поручение, данное ученикам: идти в мир и нести радостную весть о том, что весь мир, каждый человек так Богом любим, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

В этом смысле все мы, чада Церкви Христовой, являемся посланниками, именно в этом главный смысл миссионерства.

На мой взгляд, это должно стать одной из главных тем казачьих СМИ – говорить о спасении Богом человека, говорить, имея личный внутренний опыт. Причем этот опыт должен быть не только повторением, он должен быть частью, сутью жизни и мысли православного казака.

Мне бы не хотелось, чтобы у казака, особенно молодого казака, представления о вере не сводились бы к крашеным яйцам и куличам, а благочестие не ограничивалось бы соблюдением обрядов.

Поэтому, кроме внешнего свидетельства, казачьи СМИ, если они считают себя православными, должны использоваться  в том числе и для укрепления и возрастания во Христе членов казачьих обществ, для обмена опытом реализации совместных с Церковью молодежных и социальных проектов и взаимного обогащения верующих.

Особо следует отметить интернет-ресурсы. Интернет-пространство, на мой взгляд, является обширным полем для совместной деятельности государства, казачьего сообщества и Русской Православной Церкви. Благодаря относительной свободе и широте возможностей Интернета такое взаимодействие, при минимальных инвестициях, уже на первых шагах будет иметь реальный результат.

В этой связи можно было бы сказать о пользе:

– создания Интернет-центра, координирующего реализацию и развитие казачьих обществ;

– создания единого казачьего Интернет-портала, который включал бы в себя информационные и научно-образовательные разделы, виртуальную библиотеку богословской и русской литературы, поисковую систему, каталог православных Интернет-ресурсов, сервис бесплатной почты, форумы, чаты и ряд иных соответствующих сервисов;

– проведения в виртуальном пространстве церковно-образовательных, научно-практических интерактивных семинаров и конференций;

– объединений информационных ресурсов казачьих образовательных учреждений.

         Подводя итог своему выступлению, мне бы хотелось еще раз акцентировать внимание членов Совета на проблемах, которые сегодня обозначил проведенный нами мониторинг духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества. Подробный отчет о проведенной работе мы представим позже в виде отдельного издания.

Считаю, что сегодня решение этих проблем может стать той системообразующей базой, на которой мы будем строить эффективную систему духовно-нравственного окрмления казачьих обществ.

В этой связи вношу следующие предложения в решение Совета по данному вопросу повестки дня.

 

         1. Рекомендовать атаманам войсковых казачьих обществ возглавить процесс заключения договоров о взаимодействии с соответствующими организациями Русской Православной Церкви до конца этого года.

2. Поддержать инициативу Синодального Комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством о формировании института заместителей (товарищей) атаманов по взаимодействию с РПЦ во всех казачьих обществах и общественных объединениях казачества.

3. Рекомендовать Министерству образования ускорить работу по внедрению примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах.

4. Рекомендовать атаманам войсковых казачьих обществ рассмотреть на казачьих кругах вопросы катехизации казачьего сообщества и определения статуса войскового духовника.

В завершении своего выступления, мне бы хотелось привести слова, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы и дня памяти Святителя Тихона в этом году 7 апреля.

Святейший Патриарх сказал: «Казак – это не тот, кто носит казачью форму, а тот, кто дух казачества содержит в себе. А этот дух неразрывно связан с православной верой – горячей сильной верой, с такой же горячей любовью к Родине, с готовностью защитить свой народ, свою страну».

На мой взгляд – эти слова должны стать девизом в нашей совместной работе в благородном деле возрождения честного православного казачества в нашей благословенной стране.

         Благодарю за внимание!

Призываю Божие благословение на всех вас, дорогие мои соработники!

 

НАВЕРХ