Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах

05.05.2011 00:00

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством приглашает к обсуждению проектов документов

Уважаемые братья казаки, работники системы казачьего образования, духовники казачьих кадетских корпусов! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проектов Концепции и Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Свои предложения Вы можете направлять до 12 мая по адресу: irina_kotina@mail.ru (руководителю учебно-методического сектора Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Котиной Ирине Алексеевне)

Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества

Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством

ПРОЕКТ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах

Москва 2011

Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Она содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Примерная программа является основой для разработки казачьими кадетскими корпусами программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации кадет, обучающихся на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и методологической основой Примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах (далее – Примерная программы) являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные государственные стандарты общего образования, Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Примерная программа является теоретической и методической основой для разработки и реализации казачьими кадетскими корпусами, в соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации кадет, обучающихся на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования с учётом возможностей и традиций казачьего кадетского корпуса, культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Примерная программа и разрабатываемые на ее основе программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на создание целостного пространства духовно-нравственного развития кадет, включающего в себя православный казачий уклад кадетской жизни и соответствующую ему социальную среду казачьего кадетского корпуса. Пространство духовно-нравственного развития кадета педагогически организуется в единстве учебной, внеучебной, социально значимой деятельности на основе православных казачьих ценностей. В создании, поддержании и развитии такого пространства принимают активное и согласованное участие педагогический коллектив казачьего кадетского корпуса, сами кадеты, казачье общество, приходы Русской Православной Церкви, семьи обучающихся, педагоги учреждений дополнительного образования, представители культуры и спорта, воинских частей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, иные граждане и социальные субъекты, заинтересованные в возрождении казачества и России.

Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учетом условий современной жизни.

Казачий кадетский корпус должен создавать условия для реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, казачества, православия, многонационального российского народа, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России, направляя образовательный процесс на воспитание кадета в любви к Богу, Отечеству и казачеству, уважении к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет обучающихся содержит восемь разделов.

В первом разделе определена цель и задачи воспитания и социализации в казачьих кадетских корпусах. Цель воспитания отражает современный казачий воспитательный идеал, сформулированный в «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет». Задачи воспитания и социализации распределены по трем группам: в сфере личностного развития, в сфере семейных отношений, в сфере общественных отношений.

Во втором разделе определены основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:

· воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

· воспитание православной культуры;

· воспитание казачьей доблести;

· воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;

· воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых православных казачьих ценностей.

В третьем разделе формулируются основные принципы организации содержания воспитания и социализации православных кадет, раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Четвертый раздел определяет основное содержание воспитания и социализации православных кадет по каждому из направлений организации воспитательного процесса в казачьем кадетском корпусе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов образовательной, коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности православных кадет.

В пятом разделе, по каждому из основных направлений воспитания и социализации приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися в казачьих кадетских корпусах.

В шестом разделе раскрыты принципы, основные формы и направления повышения православной казачьей педагогической культуры родителей (законных представителей) православных кадет.

В седьмом разделе, по каждому из основных направлений воспитания и социализации православных кадет определены планируемые результаты.

В заключительном восьмом разделе представлен методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации православных кадет.

1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах

Целью воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах является духовная, педагогическая и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного, ответственного и социально активного гражданина России, готовящегося для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененного в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Задачи воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

В сфере личностного развития:

– готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению в современном мире на основе православных идеалов и моральных норм казачьей культуры;

– формирование патриотизма, любви к России, казачеству, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России и казачества, веры в великое будущее свой страны;

– укрепление веры в Россию, казачество, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;

– формирование казачьего духа, казачьей доблести, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе, трудолюбие, жертвенность с верой в Бога и Великую Россию;

– укрепление и развитие нравственных норм поведения, основанных на свободной воле, православных ценностях и казачьих традициях, внутренней установки личности жить по вере, закону и совести;

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на казачьей этике, православных представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

– осознанное принятие личностью базовых православных казачьих ценностей, общенациональных приоритетов и задач, готовность активно участвовать в их решении;

– свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности пред семьей, казачьей общиной, обществом, Русской Православной Церковью, Россией;

– готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей;

– трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

– развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

– осознание нравственной ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, духовному, социальному и физическому здоровью человека, умение им противодействовать;

формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

– формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;

– развитие способности к совершенствованию социальных отношений во благо человека, своей семьи, казачества, общества, многонационального и многоконфессионального народа России.

В сфере семейных отношений:

– осознание семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;

– понимание значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;

– понимание и поддержание православных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.;

– формирование православного отношения к семье как к малой Церкви;

– формирование бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода.

В сфере общественных отношений:

– становление и развитие ответственных, социально-активных граждан России, приверженных православному соборному единству, казачьему братству, способных к продуктивному взаимодействию с согражданами для решения общенациональных задач;

– укрепление чувств патриотизма и гражданской солидарности;

– заботу о благосостоянии казачества, многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

– формирование готовности к труду, творчеству, инновационному развитию экономики;

– готовность к военной службе, защите Отечества, формирование сознательного отношения к военной службе как священному долгу казака и почетной обязанности гражданина России;

– законопослушность, формирование сознательной, активной позиции и готовности к поддержанию законности и правопорядка;

– готовность к сохранению и творческому развитию в современных условиях традиционной казачьей культуры, казачьего образа жизни;

– заботу о людях с особыми социальными потребностями.

2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах

Организация воспитания и социализации осуществляется по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития кадета. Каждое из этих направлений основано на определённой системе православных казачьих ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися в современных условиях.

Воспитание и социализация православных кадет осуществляется по следующим направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

(ценности – любовь к России, к своему краю; служение России; любовь к русскому языку, истории и культуре России, гражданское общество, свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; общественное благо, общенациональные интересы, социальная компетентность диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества).

· Воспитание православной культуры (ценностиПравославная Вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к людям; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; христианское мировоззрение, Православная Церковь как соборное тело Христово; приходское сообщество, церковные Таинства, духовное водительство, православный образ жизни).

· Воспитание казачьей доблести (ценности – служение Богу, Отечеству и казачеству, казачье православное братство, свобода личная и национальная, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, справедливость, верное слово, воинское мастерство, целеустремленность; любовь к истории и культуре казачества, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны, семья, какоснова жизни казака, казачьего и российского общества).

· Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии(ценности – воинская служба как священный долг казака, трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казака в воинской службе, труде, творчестве, профессии;образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач).

· Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни(ценности – здоровье духовное, социально-психологическое, физическое, репродуктивное; жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; устойчивое развитие общества в гармонии с природой; родная земля, заповедная природа, планета Земля).

· Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (ценности – искусство, красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие казака; самовыражение личности в творчестве и искусстве).

3. Основные принципы организации содержания воспитания и социализации православных кадет

Принцип гражданско-патриотической направленности воспитания и социализацииустанавливает в содержании, формах и методах воспитания и социализации приоритет задач формирования у православных кадет патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо человека, семьи, общества, казачества, воспитание любви к России, родному краю, своему селу, городу, области, своему народу. Воспитание казака – это воспитание сознательного патриота и ответственного гражданина.

Гражданско-патриотический характер воспитания и социализации в казачьих кадетских корпусах имеет свою военно-профессиональную специфику. Она отражает глубокую связь гражданско-патриотического воспитания с традиционными задачами формирования у православных кадет личностных качеств военного профессионала: убежденности в выполнении своего долга служения Родине, чести, достоинства, самоотверженности, смелости, ответственности, самодисциплине и др. Процесс образования в казачьих кадетских корпусах не направлен исключительно на подготовку к военной службе, но развитие у обучающихся личностных качеств военнослужащего казака, объединенных общим понятием «казачья доблесть», значимых в любой сфере социальной деятельности, является важной задачей и особенностью воспитания и социализации православных кадет.

Принцип воспитания в культуре Православия. Воспитать казака, патриота и гражданина – значит сформировать в человеке казачий дух, развить и укрепить его духовно. Патриотизм – любовь и служение Отечеству – это, прежде всего, духовное состояние человека. Из христианской любви рождается патриотическое служение.

Современная массовая культура преподносит любовь как присвоение, обладание и наслаждение, служение – как дело за плату или за страх, «корысти и обладания ради». На таких основаниях казака не воспитаешь и казачество не возродишь. Корыстный патриотизм и показная любовь всегда были чужды православному казачьему духу.

Настоящий патриотизм невозможен без истинной любви. Она проявляется в способности отдавать, в готовности жертвовать своими силами, временем, комфортом, а если потребуется, то и самой жизнью, ради того, кого любишь. Казачий патриотизм – это готовность жизнь и душу свою положить за веру, Отечество и друзей своих. Он основан на христианском понимании, что Бог есть Любовь. Символ высшей любви – Крест Господен, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…" (Ин. 3,16). Не бывает казака без веры, а казачества без Православия, нет и патриотизма без жертвенной любви и бескорыстного служения.

Вне Православия воспитание казака невозможно. С этой, исторически верной точки зрения, задача приобщения кадетов-казачат к православной вере не может рассматриваться как нарушение свободы совести и вероисповедания, а также светскости общеобразовательной школы. В образовательном процессе казачьих кадетских корпусов воссоздается традиционная казачья культура, неотъемлемым компонентом и духовной основой которой является Православие. Будущий православный кадет и его родители (законные представители), выбирая казачий кадетский корпус, принимая казачье мировоззрение, культуру, образ жизни, вместе с ними принимают и православную веру.

Принцип воспитания в культуре казачества. Культура казачества тесно связана с Православием, основана на христианских ценностях и включает воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачью ментальность, идеалы, обычаи и ритуалы казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма, гражданственности, служения, ориентации на традиционные семейные ценности. Культура казачества содержательно наполняет весь образовательный процесс в кадетских корпусах и классах. Она обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания, казачьего духа.

Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, Православия (в том числе участия в церковных Таинствах), служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности. Эта особенность позволяет ей органично интегрировать традиционную православную и современную светскую педагогику, теорию и практику, обучение, воспитание, социализацию и реальную жизнь в формах личностно и общественно значимой, педагогически организованной деятельности православных кадет.

Основные идеи педагогики казачества: воспитание детей и молодежи на идеалах и ценностях православной казачьей культуры; воспитание свободного человека в традициях казачьего соборного народовластия; воспитание в духе патриотизма, готовности к служению Отечеству, казакам, другим людям по казачьему долгу и христианской любви.

Еще одной важной особенностью казачьей культуры является то, что она исторически формировалась как культура пограничья. Поэтому ей присущи: открытость, постоянное стремление к новому, диалогизм, поликультурность, единство традиций и новаций, восприимчивость к новым формам культуры и жизни, ответственность за внутреннее (целостное) пространство жизни. Поэтому воспитание в казачьей культуре способно обеспечить формирование человека, обладающего такими личностными качествами, которые крайне востребованы в современном мире.

Принцип единства воспитательных воздействий. Современное воспитание осуществляется в сложноорганизованном, поликультурном, динамичном и противоречивом мире. Человек в нем находится под влиянием различных, нередко антагонистичных систем ценностей, мировоззрений, моделей жизни. В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для духовно-нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно. В ФГОС общего образования такая среда определяется как уклад школьной жизни. Применительно к системе казачьего образования это понятие может быть уточнено как «уклад жизни православных кадет». Такой уклад педагогически организуется в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности православных кадет. В основном своем содержании он воссоздает традиционную казачью культуру. Для создания православного уклада кадетской жизни требуется объединение педагогических усилий всех основных субъектов воспитания и социализации: педагогических коллективов казачьих кадетских корпусов, представителей Русской Православной Церкви, включая духовных наставников (духовников), родителей обучающихся, представителей войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, других общественных организаций гражданско-патриотической направленности, учреждений культуры и спорта. Согласование их деятельности, согласно требованиям ФГОС общего образования, осуществляется путем совместной разработки и реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, формируемых на основе положений настоящей Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Православный казачий уклад кадетской жизни – это педагогически организованное пространство духовно-нравственного развития личности, в котором снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, учебной и внеучебной работой, образованием и жизнью, наукой и религией, казачьими традициями и современностью. Все пространство духовно-нравственного развития православного кадета организуется в единой системе базовых казачьих православных ценностей. Весь процесс образования в границах казачьего уклада кадетской жизни направлен на достижение современного казачьего воспитательного идеала.

Принцип общинности-соборности казачьего воспитания. Общинность-соборность составляет одну из отличительных особенностей казачьего образа жизни. Начинается она в семье, где всегда был старейший казак, сильный духом, благоразумием и житейской мудростью. Все члены семьи посещали Церковь, участвовали в церковных Таинствах, соблюдали православные традиции, почитали предков, хранили родовую память.

Казачьи семьи всегда поддерживали друг друга, казачьи сотни комплектовались из родственников и соседей – создавался родовой казачий круг. Общинность-соборность казачьей жизни исторически обусловлены военным образом жизни казаков на пограничных территориях: выживать в окружении сильных противников можно только вместе, а для победы нужна вера и крепость духа.

Общинность-соборность казачьей жизни существенно расширяет сферу ответственности за воспитание православных кадет, приобщение их к казачьему образу жизни. Воспитание молодого казака никогда не было только частным делом его родителей. В это важное для судеб всего казачества дело включались православные священники (духовники), казачья община, казаки-старейшины, старшие казаки, соседи. И сегодня воспитание православных кадет не может быть только служебной обязанностью педагогов. Для формирования в молодом человеке казачьего духа необходимо его воспитание и развитие в социально-педагогическом пространстве казачьего кадетского корпуса.

Такое пространство включает в себя и существенно дополняет православный казачий уклад кадетской жизни. Социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса организуется в соборном единстве казачьего кадетского корпуса, войскового казачьего общества, Русской Православной Церкви (благочиний, православных приходов), казачьих семей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, воинских частей, ориентированных на работу с казачеством, иных социальных субъектов, разделяющих ценности православного казачества.

Целостное социально открытое воспитательное пространство педагогически формируется в границах определенной территории, триединый центр которого образуют казачий кадетский корпус, православный храм, казачье общество. В таком пространстве воссоздается общинно-станичная форма казачьего жизнеустройства. В нем в формах реальной совместной деятельности детей и взрослых развивается и укрепляется православное казачье сообщество.

Общинность-соборность казачьего воспитания в социально-педагогическом пространстве казачьего кадетского корпуса существенно расширяет обязанности казака в современных условиях. Педагоги и родители могут создать условия для развития личности обучающегося; православные священники – укрепить его дух, сформировать у него православную казачью духовность, но сделать из кадета молодого казака, заложить основы казачьей доблести может только казак. Казачество – духовный дар, передающийся от одного казака к другому. Так было издревле, так есть и сейчас. Воспитание молодых казаков, православных кадетов должно стать одним из важнейших дел войскового казачьего общества и каждого казака.

Принцип социально-педагогического соработничества и служения. Традиционная казачья педагогика всегда отличалась действенностью. Воспитать казака можно только в деле ратном и трудовом, в реальном служении Богу, Отечеству, народу, казачьему обществу, семье. Воспитание вне реальной личностно и общественно значимой деятельности невозможно. Поэтому социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса должно быть наполнено делами реального служения, в которых только и может происходить становление и развитие православных кадетов, молодых казаков.

Социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса включает в себя реальных социальных субъектов (кадетский казачий корпус, Церковь, казачье общество, семьи кадетов и др.) и охватывает определенную территорию (сельское и городское поселение, район, область, край, регион). Социально-педагогическая деятельность субъектов воспитания и социализации православных кадетов координируется на основе общих ценностей, задач, программ и направляется на решение конкретных проблем села, района, области, региона, страны. Казаки старшие и младшие, кадеты, их родители, священники, православное сообщество исполняют долг казачьего служения. Формами такого служения могут быть: посильная воинская служба, подготовка к ней, охрана правопорядка, социальная, волонтерская деятельность, благотворительность, поддержка сирот, людей с особыми социальными потребностями; экологическая деятельность, охрана и улучшение окружающей среды, родной природы; трудовая, профессионально-ориентированная деятельность, направленная на воспитание культуры труда, жизненного самоопределения в профессии; сохранение духовного и культурного наследия, исторической памяти, создание и развитие музеев, проведение государственных, народных, церковно-религиозных праздников, охрана исторических и памятных мест; проведение военно-спортивных игр, походов, паломническое служение, а также другие формы и мероприятия, определяемые обучающимися, их родителями, педагогами, духовными наставниками.

4. Основное содержание воспитания и социализации православных кадет

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

· Системные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

· системные представления о Конституции Российской Федерации, законах, об основных правах и обязанностях граждан России

· осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

· осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

· системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

· представления о государственной стратегии социально-экономического развития страны, приоритетах государственной социально-экономической политики; о важнейших политических событиях в России и в мире;

· системные знания о государственных праздниках, опыт их организации и проведения;

· понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

· усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения в современном мире;

· системные знания истории, культуры России, родного края;

· системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

· представления о поликультурности мира, глобальных проблемах, требующих консолидации международного сообщества, культуры межнационального общения, усилий всего человечества

Воспитание православной культуры.

· Любовь к Богу, Отечеству, казачеству, ближнему;

· основы вероучения по православному Катехизису (Символ веры, Заповеди Божии и Заповеди Блаженств) и основ христианской нравственности (основы нравственного богословия), знания и участие в православных праздниках, обрядах и таинствах;

· сознательное принятие христианских идеалов и ценностей;

· базовые понятия православного вероучения, правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;

· Знание Священной Истории;

· Системные знания о роли Православия в становлении и развитии российской государственности и культуры;

· Системные знания о православном образе жизни казака;

· знание основных вех Общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте Отечественной истории, понимание роли Церкви формировании духовно-нравственного облика окормляемых ею народов, быта, традиций (образа жизни), культуры, социальных и политических институтов, особенностей государственного устройства, всех особенностей православной цивилизации;

· понимание религиозно-философских оснований православной культуры, ее особенностей, видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотное шитье и др.);

· понимание значения православных идеалов в жизни человека и общества, христианской сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

· нравственные значения образования, знания, труда, казачьего воинского и социального служения;

· знания о традиционных религиях России, умения вести диалог с представителями других конфессий;

· знание основ духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);

· представления о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков.

Воспитание казачьей доблести

· Системные представления о символах казачества, их историческом происхождении и социально-культурном значении;

· Системные знания по истории казачества;

· Сознательное принятие православных казачьих ценностей, казачьих традиций и идеалов;

· Системные представления о роли казачества в историческом развитии российского народа и государства;

· Системные представления о культуре, искусстве, традиционных социально-экономических укладах жизни казачества в России и за рубежом;

· Системные представления о современном казачестве, возможностях и перспективах его развития, роли казачества в развитии современной России;

· Знание культурно-исторических основ и принятие традиций, нравственных норм православной казачьей семьи; осознание значения семьи для жизни казака, его личностного и социального развития, продолжения казачьего рода;

· Системные представления о целях, ценностях, формах, методах социального казачьего служения, готовность в нем участвовать;

· Владение казачьими видами спорта (выездка, фланкировка, вольтижировка, стрельба, самбо, рукопашный бой, кулачный бой, казачий спас, плавание);

· освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих казаку успешно действовать в современном обществе;

· приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения с казаками, другими гражданами, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

· осознанное принятие основных социальных ролей казака, соответствующих возрасту православного кадета: социальные роли в православной казачьей семье, в казачьем обществе (кадетском корпусе), православной общине, в армии, в гражданском обществе, в государстве

· формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения православных кадет;

· негативное отношение к нарушениям порядка в казачьем кадетском корпусе, общественных местах, к невыполнению казаком и гражданином своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

· понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

· осознание духовно- нравственных основ образования, труда, казачьего служения;

· осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

· системные представления о воинской казачьей службе, ее роли в жизни казака, знание и уважение войсковых традиций казачества, старших поколений, своей семьи;

· Системные представления о целях, ценностях, формах, методах трудового казачьего служения, готовность в нем участвовать;

· системные представления о природе труда, его роли в жизни человека, общества, казачества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений, трудовых казачьих традиций;

· общие представления о научно-техническом прогрессе, стратегических задачах модернизации социально-экономической жизни страны, развитии наукоемкого производства; инфраструктуре научно-производственной сферы страны;

· понимание значения знаний для практической деятельности; готовность применять знания в труде, общественной жизни, в быту;

· умение планировать образовательную и трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных, учебно-исследовательских и учебно-трудовых проектов;

· сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

· готовность к профессиональному выбору (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования);

· системные знания об информационной культуре, умение творчески и критически работать с информацией из разных источников; потребность в эффективной информационной деятельности, безопасной для духовно-нравственного, психологического и физического здоровья; приобретение компетенций, необходимых для безопасного освоения поликультурного информационного пространства;

· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу казачьего кадетского корпуса, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и корпусе; готовность содействовать в благоустройстве корпуса и его ближайшего окружения;

· общие представления о трудовом законодательстве;

· нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании, труде, службе.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

· присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья казачества, своего народа, народов России;

· умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

· понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

· осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

· представления о государственной политике в области здравоохранения и спорта, спортивно-оздоровительной инфраструктуре общества, возрастающей социальной ценности здоровья человека;

· представления о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, получение медицинской помощи, системе медицинского страхования, видах и направлениях деятельности медицинских учреждений, учреждений физической культуры и спорта, отдыха, туризма;

· Устойчивый интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

· Системные представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

· готовность к жизненному самоопределению на основе ценностного отношения к здоровью, навыков физического самовоспитания, реализации личной программы здоровьесбережения, режима дня, труда и отдыха, питания, сна, занятий физической культурой и спортом;

· способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

· опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

· знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

· устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

· опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

· резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

· отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

· развитие экологической грамотности родителей православных кадет, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

· нравственное ценностное отношение к прекрасному; восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

· системные знания о казачьем искусстве, понимание его особенностей;

· системные представления о достижениях отечественной и мировой художественной культуры, выдающихся представителях отечественной и мировой художественной культуры;

· эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

· устойчивый интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; развитию творческих способностей;

· опыт самореализации в различных видах художественного творчества (театр, изобразительное искусство, музыка, хореография и т. д.);

· убеждения в важной роли искусства в развитии духовной культуры личности и общества, эмоционального – чувственного восприятия произведений искусства, стремления сохранять памятники культуры, народного творчества;

· представления об искусстве народов России.

5. Виды деятельности и формы занятий с православными кадетами

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

ИзучаютКонституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества,о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится казачий кадетский корпус.

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

Выполняют информационные и познавательные проекты о политическом устройстве российского государства, его истории, институтах, их роли в жизни современного общества

Участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, казаков, защитниках Отечества, проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Получают опыт межкультурной коммуникации с представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников и т.д.).

Решают социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста православных кадет (в процессе ролевых игр, учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности).

Активно участвуют в улучшении социальной среды казачьего кадетского корпуса, доступных сфер жизни окружающего социума.

Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему, казачьего кадетского корпуса, городского или сельского поселения.

Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

Выполняют и соотносят различные социальные роли, оценивают динамику и адекватность выполняемых ролей.

Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

Развивают способность к сознательному и добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формируют моральные чувства, необходимые привычки ответственного поведения, волевые качества.

Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии казачьего кадетского самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в кадетском корпусе; контролируют выполнение кадетами основных прав и обязанностей; защищают права кадетов на всех уровнях управления кадетским корпусом и т. д.

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своего казачьего кадетского корпуса, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Изучают деятельность местных органов власти, участвуют во встречах с общественными деятелями, знакомятся с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участвуют в организации сотрудничества казачьего кадетского корпуса с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности;

Организуют работу дискуссионных клубов, проводят диспуты, беседы о демократических ценностях, свободе и ответственности, реализации конституционных прав и обязанностей, правовом поведении, последствиях нарушений законности и правопорядка и их предотвращении;

Получают системные представления о деятельности органов охраны правопорядка, участвуют во встречах с представителями правоохранительных органов, добровольно участвуют в мероприятиях по поддержанию общественного порядка;

Проводят обсуждения статей, книг, героико-патриотических кинофильмов о народах России, об их общей исторической судьбе, этнокультурных традициях своего края; укрепляют представления о единстве народов нашей страны в процессе обучения, творческих конкурсов, деловых игр и т.д.;

Осуществляют подготовку и проведение в образовательном учреждении акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

Получают системные представления о поликультурности мира, глобальных проблемах, требующих консолидации международного сообщества, культуры межнационального общения; проводят беседы о проявлении толерантности, национального достоинства, ценности социальной солидарности; мирного сосуществования, уважения культур и народов.

Воспитание православной культуры.

На добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) укрепляют свое православное вероисповедание в процессе участия в православных обрядах и таинствах, христианских праздниках.

Получают систематические знания о Православии в процессе изучения курсов «Основы православной веры», «Основы православной культуры», «Духовное краеведение» и др., проведении олимпиад и конкурсов православной направленности, организации экскурсионно-паломнических поездок, трудовых и социально-благотворительных акций.

Получают системные представления об исторической и современной деятельности Русской Православной Церкви, организации и задачах православных приходов, знакомятся с их деятельностью в процессе проведения богослужения, проведения христианских праздников, активного участия в социальной работе Церкви.

Получают систематические знания о православной культуре, ее влиянии на историческое развитие светской и национальных культур в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, проведения олимпиад и конкурсов по духовно-нравственной и культурологической тематике

Получают систематические знания о глубокой связи казачества и православия, приобретают опыт организации православного казачьего уклада жизни в кадетском корпусе.

Участвуют в создании фильмов, выпуске газет, брошюр, календарей, проводят семинары и другие мероприятия, освещающие разнообразные аспекты духовного краеведения, рассказывающие о местных православных святынях.

Систематически участвуют в организации и проведении мероприятий и праздничных акций православной духовно-нравственной направленности, православных чтений, Дней православной культуры, лекториев, в демонстрации и просмотре документальных, художественных, учебных фильмов православного содержания.

Получают опыт православной общественно значимой деятельности, православного социального служения посредством участия в общественно полезном труде в помощь кадетскому корпусу, городу, селу, родному краю, в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Получают системные представления о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной казачьей семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.).

Воспитание казачьей доблести.

Получают системные знания по истории казачества в России и за рубежом, воссоздающие казачество как целостную, исторически развивающуюся форму государственной и народной жизни в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, интегрированных учебных курсов, посещения музеев и выставок, подготовки учебно-исследовательских проектов, участия в проведении семинаров, торжественных и памятных мероприятий, посвященных истории казачества и т.д.

Понимают особый характер казачьего искусства (песенно-музыкальный фольклор, танец, декоративно-прикладное искусство, народная казачья архитектура) как отражение православной казачьей духовности в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, интегрированных курсов, посещении театров, выставок, концертов, подготовке и проведении праздников, художественных мероприятий и т.д.

Получают знания о роли казачества в решении основных задач гражданской обороны, государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, овладевают навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества в процессе изучения курса ОБЖ, проведения военно-спортивных и иных мероприятий.

Получают знания о назначении, составе, традициях казачьих войск в служении, об основных видах военно-профессиональной деятельности казаков, особенностях прохождения ими военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки в процессе изучения ОБЖ, гуманитарных дисциплин, встреч с военнослужащими казаками, проведения казачьих военных лагерей и иных мероприятий.

Организуют и проводят конференции, «круглые столы», иные мероприятия о патриотизме, любви и служении Родине, казачеству, получают системные знания о выдающихся казаках, национальных героях, видных деятелях российской истории, учатся следовать их примеру.

Создают видео- фильмы, историко-литературные альманахи, готовят стендовые доклады, слайдовые презентации, посвященные культурно-историческому прошлому казачества, России, национальным героям, ветеранам войны и труда; реализуют проекты краеведческого содержания, изучения истории казачества, страны, родного края, оказывают помощи в восстановлении памятников культуры.

Участвуют в подготовке и проведении экскурсий, походов по местам боевой славы, казачьих ритуалов, мероприятий по увековечиванию памяти казаков, погибших при защите Отечества, сохранении и развитии музеев казачества, встреч с ветеранами Великой Отечественной Войны, Вооруженных сил РФ, участниками вооруженных конфликтов, проведении бесед, тематических вечеров, читательских конференций по военно-патриотической тематике, смотрят и обсуждают фильмы о подвигах российской армии, защитниках Отечества, участвуют в организации игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.

Приобретают навыки и умения по военно-физической подготовке и спортивному совершенствованию, овладевают казачьими видами спорта в процессе проведения занятий по физической и военной подготовке, участия в деятельности казачьих военно-патриотических клубов, спортивных секций, спортивных мероприятий, походов, казачьих лагерей.

Приобретают опыт коллективной деятельности в решении личностно и общественно значимых задач, осознают роль казачьего братства для развития личности, успешного решения проблем.

Совместно со старшими казаками и под их руководством участвуют в реализации социально-культурных проектов казачьего общества.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Получают представления о достижениях научно-технического прогресса, стратегических задачах модернизации социально-экономической жизни страны, развитии наукоемкого производства; инфраструктуре научно-производственной сферы страны, направлениях научной, профессиональной деятельности, усваивают ценностные отношения к образованию, труду, убеждения в необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве в процессе изучения учебных дисциплин, экскурсий на предприятия, работы в кружках научно-технического творчества, выполнения учебно-исследовательских проектов и т.д.

Получают представления о ценности образования, знаний, научной и трудовой деятельности путем освоения содержания отечественной и мировой культуры, о трудовых традициях казачества, народов России, осознают нравственные основы учения, труда и службы на основе православного вероучения и христианского мировоззрения.

Понимают значение знаний для практической деятельности; готовности применять знания в труде, воинской и казачьей службе, общественной жизни, в быту; учатся применять полученные знания (в ходе выполнения практикоориентированных заданий, комплексных учебно-исследовательских проектов, творческого выполнения учебно-трудовых и общественно полезных дел, в быту).

Осваивают основы культуры умственного труда, информационной культуры, навыки самостоятельной познавательной деятельности, умения творчески и критически работать с информацией из разных источников; организовывать информационную деятельность, безопасную для духовно-нравственного, психологического и физического здоровья, умения противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Осваивают основы организационной культуры, навыки самодисциплины самоорганизации, ответственности, исполнительности, настойчивости в учении, труде и службе; осознают единство индивидуальной и коллективной работы в процессе овладения знаниями, непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни, трудовой деятельности, исполнения казачьей, воинской службы.

Приобретают умения планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, соблюдать правила безопасности труда, разумно сочетать труд и отдых, навыки самоорганизации в трудовой деятельности, опыт самореализации в общественно полезной деятельности.

Получают представления о направлениях, ступенях и формах профессионального образования, деятельности профессиональных образовательных учреждений, о трудовом законодательстве, конституционных правах и обязанностях трудящихся, корпоративной этике, менеджменте, о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека.

Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, воинские части в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи», «Профессии моего рода», «Служба моих предков».

Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными казачьими промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, как в учебное, так и в каникулярное время).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками казачьих кадетских корпусов, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры героического служения, высокого профессионализма, нравственного, творческого отношения к службе, труду и жизни.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).

Осваивают ценностное отношение к здоровью, природе, экологическому качеству окружающей среды на основе изучения православных казачьих традиций, традиций народов России, других стран, бережного отношения к ним (в процессе обучения, бесед, просмотра учебных фильмов, проведения краеведческих экспедиций, экологических игр, дискуссий, встреч с экологами, врачами, психологами, спортсменами, специалистами туризма и т. д.).

Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших кадет, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.

Учатся экологически грамотному поведению в кадетском корпусе, дома, в природной и городской среде, организовывать экологически безопасный уклад жизни в корпусе и дома, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания видов растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).

Повышают интерес к учебе, самообучению, овладевают способами индивидуально рациональной работы с учебной информацией и организации учебного труда, как ресурса сбережения здоровья в учебе (в процессе составления и практического осуществления индивидуального учебного плана, индивидуального маршрута обучения, индивидуальной программы развития здоровья).

Участвуют в проведении спартакиад, эстафет, экологических и туристических слетов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом; рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.

Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед со священниками, педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Приобретают навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от психоактивных веществ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых казачьими обществами, общественными экологическими организациями.

Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье; экология и казачество, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях православия, казачества, культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты православного зодчества, современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры казачества, родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи кадетского корпуса, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок).

Учатся видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве казачьего кадетского корпуса и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду (в ходе изучения художественных произведений, просмотра учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, изучения городских и сельских ландшафтах, экскурсий).

Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах, пишут сочинения «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красив казак?» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

Читают и обсуждают рассказы об искусстве, посещают театры, концерты, музыкальные вечера, музеи, выставки, музейные заповедники.

Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Получают представления о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

Участвуют в оформлении класса и корпуса, стремятся внести красоту в уклад кадетской жизни, домашний быт.

6. Повышение педагогической православной казачьей культуры родителей (законных представителей) православных кадет

Педагогическая православная казачья культура родителей (законных представителей) – один из действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Ее повышение обеспечивает единство, согласованность, взаимное дополнение воспитательных усилий родителей (законных представителей) и педагогического коллектива казачьего кадетского корпуса.

Система работы казачьего кадетского корпуса по повышению педагогической православной казачьей культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания православных кадет должна быть основана на следующих принципах:

· систематического включения родителей в воспитательный процесс, в планирование, организацию и проведение основных мероприятий по воспитанию и социализации православных кадет направлений, в оценку эффективности этих мероприятий;

· духовно-нравственного развития родителей в процессе духовно-нравственного развития их ребенка;

· укоренение родителей в православной казачьей культуре по мере формирования православной казачьей идентичности их ребенка;

· сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

· включения опыта (православного, казачьего, жизненного) в содержание воспитания кадет.

Содержание программ повышения педагогической православной казачьей культуры родителей должны отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической православной казачьей культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы кадетского корпуса. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с православными кадетами и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической православной казачьей культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, ролевая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Деятельность по повышению педагогической православной казачьей культуры родителей может осуществляться по трем направлениям: просветительское, образовательное, организационно-деятельностное.

Просветительское направление предусматривает проведение семинаров, собраний, «круглых столов», консультаций по вопросам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет с приглашением священнослужителей, педагогически квалифицированных казаков, врачей. Тематика лекций определяется в соответствие с проблемами и задачами семейного воспитания, возникающими на определенных этапах взросления ребенка, в процессе его социализации в мире. Родители (законные представители) должны получать полную информацию о программах воспитания и социализации православных кадет и возможностях своего участия в их реализации.

Просвещение предполагает подготовку, издание и распространение среди родителей книг, брошюр, методических пособий и рекомендаций, видеоматериалов (документальные и художественные фильмы для семейного просмотра, видиотчеты о воспитательной работе кадетского корпуса, видиолекции и т.д.) по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации православных кадет.

Образовательное направление. Родители кадет являются для них значимыми взрослыми, обладают обширным жизненным опытом, устойчивой системой ценностей и искренним желанием помочь своим детям. Опыты, ценности, мировоззрение, духовные, культурные, жизненные приоритеты необходимо рассматривать как важный компонент содержания православного кадетского воспитания. Его актуализация в содержании учебно-воспитательного процесса может происходить посредством заданий, которые кадеты выполняют вместе с родителями: сочинения, вопросы к уроку, творческие проекты, презентации и др.

· Организационно-деятельностное направление предполагает активное участие родителей в подготовке и проведении праздников казачьего, церковного и светского календаря, экскурсий, паломнических поездок, социально-благотворительных акций, создание семейных клубов на базе кадетского корпуса, родительских школ, спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и иных совместных детско-родительских мероприятий.

7. Планируемые результаты воспитания и социализации православных кадет

По каждому из направлений воспитания и социализации православных кадет должны быть предусмотрены и достигнуты следующие результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

· устойчивое духовно-нравственное отношение к России, казачеству, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

· знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

· системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

· системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

· уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

· знание национальных героев, важнейших событий истории России, понимание места и роли России в современных мировых процессах;

· знание государственных праздников, их истории и значения для общества;

· позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

· первоначальный опыт практической деятельности в составе различных социокультурных групп гражданско-патриотической, экологической, культурно-просветительской направленности;

· сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, кадетский корпус, казачье общество, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые и молодежные общности, гражданское общество и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

· представления о различных общественных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

· умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

· умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, педагогами, родителями, старшими казаками и выполнять правила поведения в семье, кадетском и казачьем коллективах;

· умение моделировать простые основные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, кадетском и казачьем коллективах, городском или сельском поселении;

· ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте христианских идеалов, казачьих традиций и традиционных моральных норм.

Воспитание православной культуры:

· укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу, казачеству и ближним;

· устремленность личности православного кадета к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Личности Богочеловека – Господа Иисуса Христа;

· осознание своей причастности к Русской Православной Церкви, знание церковной традиции, благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;

· сформированность нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

· наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;

· опыт противостояния злу, различения греха непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.);

· сформированность эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;

· осознанное отношение к образованию, труду и казачьей службе как к Божьему призванию человека;

· осознанное отношение к здоровью как дару Божьему, к природе и всему живому как Божьему творению;

· сформированность целостной картины мира на основе христианских ценностей, правильного понимания соотношения знания и веры, науки и религии, из значения для жизни человека;

· овладение традициями церковнославянского языка: графическими, лексическими, грамматическими и другими с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия; наличие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов;

· осознанное участие в церковном Богослужении

· готовность к самоограничению для достижения православных казачьих идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

· понимание и сознательное принятие православных казачьих норм взаимоотношений в семье; осознание семьи как малой Церкви, ее значения для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

· уважительное отношение к другим религиям, готовность вести диалог с представителями других конфессий;

· умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из христианских ценностей и традиционных моральных норм.

Воспитание казачьей доблести

· укоренность в культуре и традициях, усвоение ценностей и идеалов казачества;

· понимание роли и значения казачества в социально-экономической и культурной модернизации России;

· готовность (знание, основные умения и начальный опыт) к казачьему воинскому, социальному, трудовому служению;

· осознание защиты Отечества как священной обязанности казака и конституционного долга гражданина;

· любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;

· умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить честью казака, честью своей семьи, кадетского корпуса; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

· сформированность волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

· понимание нравственной, христианской сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

· умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на христианских нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; представление о дружбе и любви;

· принятие православных казачьих традиций семейной жизни, понимание семьи как малой Церкви, основы жизни казака и общества;

· осознание важности постоянного духовно-нравственного совершенствования казака в соответствие с христианскими идеалами и казачьими традициями;

· готовность к интеллектуальному и физическому развитию в течение всей жизни;

· готовность постоянно поддерживать свое духовное, физическое и социально-психологическое здоровье;

· готовность к взаимодействию с казаками, другими гражданами для решения общественно значимых проблем;

· освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, основных социальных ролей позволяющих казаку успешно действовать в современном обществе;

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

· укоренность в трудовых и воинских традициях казачества;

· понимание духовно-нравственных основ образования, труда и творчества, казачьего служения; необходимости научных знаний и творческой деятельности для развития личности и общества;

· понимание места и роли казачества в решении задач модернизации социально-экономической жизни страны;

· опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту, для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

· самоопределение в области своих познавательных интересов и профессиональных предпочтений, готовность к профессиональному выбору;

· опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками, старшими и младшими кадетами в проектных, учебно-исследовательских группах;

· понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни, умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

· умение планировать, организовывать и осуществлять трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

· опыт участия в общественно значимых делах;

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

· укорененность в эколого-культурных традициях, здоровье сберегающих традициях православия, казачества, своего народа, народов России;

· нравственное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

· знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

· осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

· знание основных социальных моделей, усвоение правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

· понимание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

· опыт здоровьесберегающей деятельности;

· понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

· умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

· опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

· опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения;

· резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

· опыт противодействия негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

· укоренность в эстетических традициях казачества, православия, своего народа, народов России, человечества

· нравственное отношение к прекрасному;

· понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

· способность видеть и ценить прекрасное в природе, труде, служении, быту, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

· опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

· интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

· опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.

8. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации казачьим кадетским корпусом Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (далее – Программы).

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры православных кадет.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад жизни православных кадет.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы:

— принцип системности— предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся, в качестве составных (системных) элементов общего процесса их воспитания и социализации;

— личностно-социально-деятельностный принцип — ориентирует исследование эффективности деятельности кадетского корпуса на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности — предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимостьпринимать все мерыдля исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) — указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторингаэффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации православных кадет

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации кадет предусматривает использование следующих методов.

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос— получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности казачьего кадетского корпуса по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

· анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

· интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

· беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания кадет. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

· включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

· узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации православных кадет.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы казачьего кадетского корпуса по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации кадет в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная казачьим кадетским корпусом Программа).

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации кадетским корпусом программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию кадетским корпусом основных направлений Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации кадетским корпусом Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации кадет.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой кадетским корпусом программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации кадет используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации кадетским корпусом воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации кадет:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации кадет на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у кадет, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам, устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Поделиться:
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).
25 апреля 2024
Прп. Василия (икона) исп., еп. Парийского. Сщмч. Зинона, еп. Веронийского. Прп. Исаака (икона) Сирина в Сполете Италийском. Прмчч. Мины, Давида и Иоанна. Прп. Анфусы девы. Прп. Афанасии игумении. Прмч. Сергия. Муромской (икона) и Белыничской (икона) икон Божией Матери.
Наверх