125284, г. Москва, ул. Поликарпова, дом 16
/
Доклад Анатолия Ивановича Агафонова на XXVI Рождественских Чтениях: «УЧАСТИЕ ЕПАРХИИ ДОНСКОЙ И НОВОЧЕРКАССКОЙ В СОХРАНЕНИИ ДУХОВНОГО И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.»  
Казачье направление Рождественских чтений / 02.03.2018

Доклад на XXVI Рождественских Чтениях Агафонова Анатолия Ивановича,

доктора исторических наук, профессора кафедры

специальных исторических дисциплин и документоведения

Института истории и международных отношений

Южного федерального университета

 

После Азовских походов 1695-1696 гг. царя Петра I Земля Донских казаков была включена в состав Российского государства, но борьба «вольницы» с великой метрополией против «огосударствления» казачества не прекратилась. Из открытого противостояния – Булавинское возмущение, движения Некрасовцев и старообрядцев, переселения казаков в Крым и на Тамань – она стала сосредоточиваться на сохранении казачьих прав и свобод в политической, духовной и экономической сферах [21. С. 2, 138-185].

В течение XVIII в. шла напряженная борьба за власть в церковных делах между войсковыми атаманами, с одной стороны, архиепископами епархии Воронежской и Елецкой – с другой. Она особенно обострилась в период управления Войском войсковыми атаманами Д.Е. и С.Д. Ефремовыми. Донские атаманы ограничивали права Воронежских архиепископов самостоятельно назначать священнослужителей, осматривать старые и строить новые духовные заведения, помогать прихожанам, сдерживалась их миссионерская деятельность. Но при поддержке правительства они сломили сопротивление атаманов. В 1742 г. Земля Войска Донского разделяется на два духовных заказа (управления) – Черкасский и Хоперский, в 1772 г. к ним прибавится Усть-Медведицкий. Они подразделялись на духовные консистории и духовные благочиния. Во главе Духовных управлений назначались архиереи и диаконы из Воронежа, имевшие духовное образование и опыт службы [18. С. 7].

Воронежские владыки не имели возможности часто бывать в Земле Войска Донского, направлять и контролировать духовную жизнь населения. По повелению императора Николая I и по докладу Святейшего Синода 5 апреля 1829 г. учреждается самостоятельная епархия, получившая наименование «Новочеркасская», а новоучреждаемый архиерей стал именоваться Новочеркасским и Георгиевским (Указ опубликован Сенатом 20 мая 1829 г.). Как считал донской краевед и историк церкви А.А. Кириллов, создание епархии Новочеркасской и Георгиевской обусловливалось несколькими причинами, прежде всего необходимостью усиления борьбы с раскольниками и распространения православия «на язычествующее и магометанское население», создания духовного центра на юге России «для должного духовного влияния и надзора за подданными» [18. С. 2-3].

По статусу она являлась епархией 2-го класса, во главе которой стояли архиепископы. Первым архиереем назначается тамбовский епископ Афанасий (Телятев), через год возведенный в сан архиепископа. Согласно императорскому повелению предполагалось, что по устроении епархии в Земле Войска Донского будет открыта Духовная семинария [1. С. 230-231]. К сожалению, обустройство епархии затянулось почти на четыре десятилетия, не хватало священно – и церковнослужителей, трудно решались вопросы их материального, денежного и земельного обеспечения, особенно лиц неказачьего сословия.

В ведении Донского владыки находились приходы и благочиния Земли Войска Донского, Ставропольской губернии, отчасти Терского, Кавказского Линейного и Черноморского казачьих войск [17. С. 115-122]. Решать духовные задачи на такой огромной территории было очень сложно. Именным указом, объявленным из Св. Синода, 17 июля 1842 г. учреждалась в Области Кавказской и Черномории епархия 3-го класса Кавказская и Черноморская, архиерей Новочеркасской епархии стал именоваться Донским и Новочеркасским, последняя епархия ограничивалась Землей Войска Донского [3. С. 767]

В 1871 г. в составе епархии Донской и Новочеркасской открывается Аксайское викариатство, во главу которой назначались викарии, именовавшиеся епископами Аксайскими. Местопребывание епископам назначался г. Новочеркасск. Они являлись первыми помощниками (заместителями) архиепископов Донских и Новочеркасских, во время их выезда за пределы Области Войска Донского исполняли обязанности главы Донской церкви [2. С. 734; 18. С. 9-10].

Епархия Донская и Новочеркасская подчинялась Обер-прокурору Св. Синода. Через 2-е отделение его канцелярии осуществлялось ведение церковных дел в Земле Войска Донского (с 1870 г. – Области Войска Донского) – о правах и обязанностях лиц духовного звания, церковном имуществе, православной религии и раскольниках, иноверцах и лицах других исповеданий, устройстве архиерейских домов, соборов и церквей, монастырей, открытии духовных учебных заведений, вступлении в духовное звание и выходе из него, а также решались другие церковные вопросы [17. С. 115-122].

В 1911 г. в Области Войска Донского насчитывалось 770 православных церквей, 7 монастырей и 61 часовня; кроме того, единоверческих – 35 церквей и 1 монастырь. К началу 1917 г. епархия Донская и Новочеркасская включала Аксайское викариатство и Таганрогское викариатство епархии Екатеринославской и Мариупольской. Донскую и Новочеркасскую кафедру с 1915 г. возглавлял Высокопреосвященный Митрофан (Симашкевич), Архиепископ Донской и Новочеркасский. Викарием епархии Донской и Новочеркасской являлся Преосвященный Гермоген (Максимов), епископ Аксайский. Викарием Таганрогского викариатства епархии Екатеринославской и Мариупольской являлся с 1917 г. Преосвященный Арсений (Смоленец), епископ Приазовский и Таганрогский. В епархии Донской и Новочеркасской насчитывалось более 600 церковных приходов, в которых служило 938 священников, 191 диакон, 927 псаломщиков. В ее состав входили также 3 монастыря, Донская духовная семинария, 2 духовных училища и епархиальное женское училище в Новочеркасске [20. С. 51-52].  

Огромное влияние на общее направление деятельности епархии оказывали архиепископы Донские и Новочеркасские, такие как Платон (Городецкий), Макарий (Миролюбов), Афанасий (Пархомович) и Владимир (Синьковский). Они были высокообразованными священнослужителями, авторами многочисленных статей, богослужебных книг и переводов, занимались историей и археологией русской православной церкви. Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий (Миролюбов) являлся почетным членом научных обществ – Русского археологического, Русского императорского исторического, Русского императорского Географического, Московского общества истории и древностей Российских, дружил с выдающимися русскими писателями В.И. Далем и П.И. Мельниковым. «За особенные труды по описанию памятников христианских древностей, а равно и назиданию паствы поучительным словом» император Александр III наградил архиепископа Донского и Новочеркасского Макария (Миролюбова) 15 июня 1891 г. орденом Св. Александра Невского (12. №12. С. 453). Труды владыки о памятниках церковной старины не потеряли своего значения до настоящего времени.

За годы, прошедшие после Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813 и 1814 гг. интерес к донской истории постоянно расширялся и к середине XIX в. она стала неотъемлемой частью материального и духовного наследия российского народа.

Широкое общественное внимание к донскому казачеству поддерживалось реформами императора Александра II, развитием национального самосознания, образования и культуры на Дону. В этих условиях складывались различные организационные формы изучения донской истории, ее сохранения и распространения.

Интерес священнослужителей к донской истории уходит своими корнями в XVIII – начало XIX веков, в это время появляются собиратели донской старины и «летописцы», священники-краеведы В.П. Рубашкин, С.Т. Пивоваров, глава секты духоносцев Е.Н. Кательников и другие. Основное внимание они уделяли бытописанию – религиозной, хозяйственной и культурной жизни своих станиц, указывали замечательные факты и события из истории казачества, отражали свое участие в общественной жизни Донского края. Их краеведческие изыскания не связывалась с деятельностью епархий Воронежской и Елецкой и Донской и Новочеркасской, носили инициативный характер [19; 23. С. 185-188].

С 20-х годов ХIХ в. силами Войсковой администрации и при поддержке частных лиц наряду с историческим начались археологические обследования Недвиговского и Елизаветовского городищ, поселения Танаис, скифских курганов по Нижнему и Среднему течению р. Дон. Наиболее заметных успехов достигли экспедиции под руководством В.Д. Сухорукова, А.К. Кушнарева, А.А. Мартынова, П.М. Леонтьева, Х.И. Попова и А.А. Миллера, материалы, которых вошли в коллекции донских и крупнейших российских музеев, опубликованы в периодической печати [5. С. 110].

16 июля 1839 г. в Новочеркасске начал работу Областной Войска Донского статистический комитет, он издавал «Труды», одновременно вышла в свет первая донская газета «Донские войсковые ведомости» (с 1870 г. – Донские Областные ведомости). В «Трудах» статистического комитета и в «Неофициальной части» «Донских Войсковых ведомостей» систематически публиковались краеведческие исследования и архивные документы. В 40-е – 60-е гг. XIX в. петербургские, московские и местные экспедиции собирали на Дону материалы по истории, этнографии, демографии, экономике, о социальных и религиозных движениях казачества. Накопленный опыт исследования донских древностей широко использовался последующими поколениями ученых и краеведов, в том числе представителями епархии Донской и Новочеркасской для решения своих научно-исследовательских задач [5. С. 101-102].

До 70-х гг. XIX в. епархия Донская и Новочеркасская преимущественно направляла внимание на собственную историю, прежде всего Донской церкви. Она рассматривалась как часть Русской Православной церкви, а затем культурно-исторического наследия донского казачества. Деятельность епархии ограничивалось экскурсами по обследованию церквей и монастырей, собиранием и сохранением церковных и монастырских архивов.

В 1867 г. Епархия Донская и Новочеркасская поддержала предложение епископа Оренбургского и Уральского Варлаама (Денисова) о написании церковных летописей «о замечательных местных событиях». «Летописание» стало частью церковного делопроизводства. В начале 80-х годов XIX в. во многих церквах Области Войска Донского велись церковные летописи «интересные, пространные, подробные и аккуратные». Некоторые их них были опубликованы [24. С. 126-128].

В 1869 г. Св. Синод учредил в Земле Войска Донского «Донские епархиальные ведомости». Задачи, направление деятельности, идеологическое содержание газеты, определенные правительством и Святейшим Синодом четко выразил и архиепископ Донской и Новочеркасский Платон (Городецкий). Газета должна нести «слово божье» в народ, ограждать население края от влияния раскольников, в первую очередь от старообрядцев и духоборцев, неправославных конфессий (7. №42. С. 690-692).

Наряду с «Официальной» газета включала «Неофициальную» часть, в которой широко освещались прошлое и настоящее Донского края. Редакцию «Донских епархиальных ведомостей» возглавляли в разные годы архимандрит Вениамин, А.А. Кириллов, Д.И. Грацианский, С.Г. Павловский, Н.И. Булгаков и другие.

В 1870 г. состоялось решение Войскового правительства о написании истории донских станиц. Редколлегия поддержала предложение и систематически публиковала статьи протоиерея Старочеркасского Воскресенского собора Г.А. Левитского о Старочеркасске и его достопримечательностях, в 1890-1895 гг. донских краеведов И.М. Сулина, А. Наумова, о происхождении и развитии донских станиц по Хопру, Медведице, Северскому Донцу и Дону в XVII – XIХ вв. [8. 1870. № 5. С. 141-154; № 6. С. 170-179; № 7. С. 207-218; № 8. С. 251-254; № 9. С. 272-277; 15. 1912. № 29. С. 845-849; 16. С. 107-114].

Одним из выдающихся сподвижников изучения истории Донского казачества и края был действительный статский советник, инспектор Донской Духовной семинарии А.А. Кириллов. С 5 сентября 1887 г. по октябрь 1901 г. он являлся редактором «Донских епархиальных ведомостей», улучшил программу издания, повысил уровень публикаций, расширил «Неофициальную часть», создал краеведческий отдел. В нем постоянно публиковались статьи по вопросам бытовым, этнографическим, историческим, в том числе, о жизни духовенства, как в прошлом, так и настоящем. Читателям предлагались исторические исследования, мемуары, статьи по истории донских церквей, церковные летописи с прибавлением очерков о распространении христианства на Дону. А.А. Кириллов учредил новый раздел «Летопись текущих событий» (вскоре он получил название «Епархиальная хроника»), в нем печатались сведения преимущественно церковно-религиозного характера, имеющие епархиальное значение и местный интерес. В 1888 г. за свои труды по изучению Донского края А.А. Кириллов избирается членом Областного Войска Донского статистического комитета, на этой должности он оставался до 1917 г.

Корреспондентами «Донских епархиальных ведомостей» были не только священнослужители. А.А. Кириллов пригласил в редакцию И.М. Сулина, Х.И. и А.И. Поповых, А.Л. Лаврова, Н. Снесарева, Н. Кутепова, Г.А. Левитского, А. Наумова, других писателей и краеведов. С их приходом заметно усилилось внимание к истории религиозных движений на юге России в XVII-первой половине XIX в., миссионерской деятельности русской православной церкви среди калмыков, ногайцев и других народов Дона и степного Предкавказья, истории донского казачества, донской церкви, городу Черкасску и станицам Дона, их достопримечательностям [4. C. 11-22].

В 1901 г. Областной Войска Донского статистический комитет возобновил издание сборников, посвященных региональной истории, этнографии, географии, топографии, экономике, культуре и образованию. Служащим епархии принадлежит в «Сборниках» большое количество публикаций документов по истории Дона, а также статей об образовании Донской епархии, деятельности духовенства, строительстве и архитектуре донских церквей, светском и духовном образовании в Области Войска Донского, военной и бытовой истории казачества. Одним из наиболее крупных исследований является работа А.А. Кириллова «Краткое обозрение истории о донских казаках», в которой автор подвел историографические итоги изучения казачества с середины XVIII в. до начала ХХ столетия.

Открытая 1 октября 1868 г. Донская духовная семинария была 51-й семинарией Русской православной церкви. Первым ректором семинарии Св. Синод назначил архимандрита Вениамина (Смирнова).  С учетом перспективы развития епархии Донской и Новочеркасской Св. Синод принял решение в 1882 г. о строительстве специального здания для Донской духовной семинарии за счет епархиальных и войсковых сумм. Спустя три года новое здание было построено, что позволило не только открыть библиотеку, но и поставить вопрос о создании при семинарии Донского Церковного древлехранилища.

5 апреля 1879 г. исполнилось пятьдесят лет епархии Донской и Новочеркасской. По решению архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофания (Вицинского) создается Временная комиссия по разбору и описанию архива Донской духовной консистории. В течение трех лет Временная комиссия собрала, описала, каталогизировала и обработала свыше 10 тыс. документов, передала их на постоянное хранение. В Комиссию поступали различные документы, наиболее крупным вкладом явилась личная библиотека бывшего архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Позже она была передана в дар Донской духовной семинарии.

В 90-е годы XIX в. неоднократно в печати и на епархиальных собраниях ставился вопрос о создании Древлехранилища при Донской духовной семинарии и организации Донского церковно-исторического общества. С этой инициативой активно выступал А.А. Кириллов. Он, опираясь на глубокое знание архивов Донской духовной консистории, Войскового и станичных, считал, что донская церковная история не отделима от светской истории казачества и края, заслуживает самого пристального внимания и изучения.

30 апреля 1900 г. А.А. Кириллов выступил на годичном собрании Донского отдела Императорского православного Палестинского общества с докладом об исторической вероятности пребывания Св. Кирилла и Св. Мефодия на Донской земле во время их хазарской миссии. Выступление получило широкое общественное признание и было опубликовано на страницах газеты. По мнению автора, Св. Кирилл и Св. Мефодий в течение нескольких месяцев находились в Северном Причерноморье, путешествовали в Подонье-Приазовье, вели переговоры с хазарами о принятии христианства (13. № 13. С.279-288; № 14. С. 311-313).

Светские события – бунт С. Разина, борьба донского казачества с кочевниками и его участие в войнах России XVIII – начала XX вв. рассматривались через призму церковной истории: противостояние с раскольниками, мусульманами и латинянами, вклад казаков в распространение и укрепление христианства, в восстановление российских и строительство донских церквей и монастырей (8. № 12. С. 357-364; № 21. С. 745-767; 9. № 2. С. 263-271; 10. № 16. С. 646-654; № 22. С. 791-797).

Известные факты военной жизни казачества получали в контексте церковной истории новое звучание. В 1812 г. донские казаки и атаман М.И. Платов пожертвовали Донскому монастырю, разграбленному французами в Москве, 20000 рублей и 10 пудов серебра. Деньги и серебро пошли изготовление богатых риз для местных икон в соборной Донской церкви (11. № 2. С. 49-50). Это и другие события характеризовались как памятники благочестия Донского войска и его атаманов.

Совместная работа краеведов и служащих епархии Донской и Новочеркасской по изучению Донского края, истории донского казачества, донской церкви, выявление, сохранение и введение в научный оборот новых документов, подготавливали почву для образования епархиальных научно-просветительских организаций. 16 апреля 1904 г. Высокопреосвященнейший Афанасий (Пархомович), Архиепископ Донской и Новочеркасский учредил Донской епархиальный церковно-исторический комитет. Его создание поддержали Областной Войска Донского статистический комитет, Музей истории донского казачества, Войсковая администрация [5. С. 114; 22].

На торжественном открытии 15 октября 1904 г. А.А. Кириллов выступил с большим докладом «К вопросу о церковно-историческом и археологическом изучении Донской епархии». В нем он затронул вопросы происхождения донского казачества, образования епархии Донской и Новочеркасской, определил задачи ее изучения. По мнению ученого, «жизнь церкви всегда была всеобъемлюща и проникала, или, соприкасалась со всеми сторонами жизни государственной, общественной, семейной, бытовой. Поэтому и тот, кто хотел бы заниматься изучением быта или семьи, общественного и государственного строя за известный период, неизбежно должен прийти к религиозным верованиям того времени, к жизни поместной церковной общины. Подобно тому, как социолог начинает изучение общества с его ячейки семьи, и русский бытописатель обязывается, прежде всего, к изучению корня исторического древа – церкви». В докладе подчеркивалось, что «мы отстали от других епархий, которые давно уже имеют надлежащие описания. Пора и нам собраться воедино, чтобы дружно, общими усилиями, взяться за то, что у других уже сделано».

Председателем Донского епархиального церковно-исторического комитета избрали инспектора Донской духовной семинарии А.А. Кириллова. В соответствии с уставом Комитета широко развернулась работа по описанию архивов церквей, монастырей, епархиальных учреждений, по изучению местных церковных обычаев, обрядов и преданий, сбору материалов церковной археологии и археологии края.

Одновременно при Донской духовной семинарии открылось Древлехранилище, в которое поступали памятники донской церковной старины, а также книги, акты, грамоты, рукописи и т.д., относившиеся к истории Донского края. Научно-исследовательская и собирательская деятельность комитета регулярно освещались на страницах «Донских епархиальных ведомостей».

В 1906 г. Донской епархиальный церковно-исторический комитет реализовал давно существовавшую идею, приступил к изданию материалов по истории церкви. На основании правительственных распоряжений, направленных на регулирование и реорганизацию церковно-приходской жизни, при поддержке архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия (Пархомовича) регулярно выходила в свет «Донская церковная старина». Редакционную коллегию возглавлял А.А. Кириллов, а авторами и корреспондентами публикаций были известные по светским изданиям историки и краеведы Х.И. Попов, А.И. Абрамцев, Т.В. Донецкий, Л.В. Богаевский, В.А. Харламов, а также писатели, священники и учителя.

Основную группу публикаций составляли научно-исследовательские статьи на религиозные темы, проблематика светского содержания занимала незначительное место. Впервые читатели познакомились с императорскими указами о закладке Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора, различных церквей и монастырей, с предписаниями сыскных начальств о борьбе с раскольниками, выписками из журналов Войсковой канцелярии о ремонте и назначении попечителей при строительстве церквей, о переносе деревянных церквей из Черкасска в новую столицу донского казачества –  Новочеркасск, другими документами.

В конце XIX – начале XX вв. заметно повысился интерес к истории донского казачества. Были переизданы работы В.Д. Сухорукова, вышли в свет сочинения Н.Н. Краснова, П.П. Сахарова, Е.П. Савельева, сотрудников Генерального штаба и Военного министерства. Эта тема нашла отражение в многочисленных статьях А.А. Кириллова,  Вл. Б-ча Т.В. Донецкого, других служащих епархии (10. № 8-9. С. 310-314; № 15. С. 536-541; № 17. С. 604-607; №. 18. С. 646-654; № 19. С. 682-686; № 20. С. 717-719; № 21. С. 756-762; № 22. С. 791-797; 14. № 23. С.597-602; № 24. С. 427-430; № 26. С. 695-699; № 28. С. 769-774; № 29. С. 795-802; № 30. С. 825-830; № 31. С. 854-859; № 35. С. 885-889). В эти годы А.А. Кириллов опубликовал крупные исследования по истории и археологии донской церкви, о становлении и развитии духовного и светского образования в крае.

Следует подчеркнуть, что материалы по истории Донской епархии широко включались в общие работы по истории Дона и казачества. Но почти до конца XIX в. ее история не являлась предметом самостоятельного научного изучения. В 1884 г. под руководством Х.И. Попова энтузиасты-краеведы приступили к организации музея казачества. Священнослужители епархии активно сотрудничали с Х.И. Поповым в формировании музея, участвовали в проведении этнографических и археологических экспедиций, в создании экспозиций. Первые коллекции музея посетители увидели в 1890 г., а его открытие состоялось 20 ноября 1899 г. в специально построенном здании. Признанием заслуг епархии Донской и Новочеркасской являлись приглашения инспектора Донской духовной семинарии А.А. Кириллова в 1901-1905 гг. в состав Комитета по устройству XII-го и XIII-го Археологических съездов в Харькове и Екатеринославле.

Епархия Донская и Новочеркасская приняла участие в открытии музея в г. Ростове на Дону. Вопрос о его создании был поставлен в Городской думе в начале 70-х годов ХIХ в. Городским головой А.М. Байковым. По его мнению, городской музей должен являться хранилищем природных богатств края, памятников его славного прошлого, свидетельств современного культурного роста. Однако старания А.М. Байкова не увенчались успехом. В течение последующих лет идея строительства музея неоднократно обсуждалась в городской думе и к 1893 г. она была осуществлена, преимущественно за счет частных пожертвований.

До 1906 г. мало, кто в городе знал об открытии музея. Лишь в связи с приходом к руководству музеем Н.П. Балагурова и М.Б. Краснянского широко развернулась его научно-просветительская, собирательская и издательская деятельность. В том же году А.А. Кириллов приглашается в Совет Донского музея, участвует в создании его экспозиций, формировании коллекций и архива. В 1912 г. в музее функционировали 12 секций – геологическая, палеонтологическая, археологическая, нумизматическая, этнографическая, секция документов и другие.

К началу ХХ в. со всей очевидностью выявились пробелы в развитии Донской библиографии. Отсутствовали общие и тематические указатели изданий источников и литературы, не подводились историографические итоги изучения Донского края. Накопленные исторические материалы, разбросанные по различным центральным и местным изданиям, требовали научного анализа и обобщения. В 1903-1912 гг. А.А. Кириллов опубликовал библиографические обзоры, указатели по истории православной церкви, донского казачества и Донского края. В них ученый отметил успехи и недостатки Донского краеведения, обозначил пути его развития.

Важную роль епархия Донская и Новочеркасская внесла в формирование и сохранение музеев донских гвардейских и казачьих полков. Многие полковые священники стояли у истоков создания музеев, полковые храмы становились не только местом средоточия и хранения коллекций, но и распространения духовных и боевых традиции частей и подразделений донского казачества. В русских революциях 1917 года и Гражданской войны донские храмы прятали полковые музейные коллекции, оберегали их от разорения большевиками, латышскими стрелками, революционными солдатами и матросами. В эмиграции полковые храмы, влившись в состав Русской Православной церкви за рубежом становились и являются по настоящее время центрами притяжения Русского мира [6].

Итак, учреждение в 1829 г. епархии Донской и Новочеркасской и ее деятельность служили духовными основаниями, объединяющими донское казачество со всей Россией, ее историей, культурой, традиционными ценностями. Культурно-историческое и духовное наследие казачества и епархии Донской и Новочеркасской, сохраненное в XIX – начале ХХ веков, пережило с большими потерями разорения советской эпохи, сегодня востребовано в возрождении казачества России и Русской Православной церкви.

Литература:

  1. Полное собрание законов Российской империи [Собрание второе]. (Далее – 2ПСЗ). Т. IV. № 2799.
  2. 2ПСЗ. Т. XLVI. Ч. 1. № 49662.
  3. 2ПСЗ. Т. XVII. Ч.1. № 15861.
  4. Агафонов А.И Конфессиональная, политическая и этническая история Донского края на страницах изданий Донской епархии во второй половине XIX – начале ХХ вв. // СМИ в этнополитических процессах на юге России. Южнороссийское обозрение. Вып. № 19. Ростов н/Д. СКНЦ ВШ. 2003.
  5. Агафонов А.И. История Донского края (XVI – первая половина XIX века. Исторические источники и их изучение). Ростов н/Д. Приазовский край. 2001.
  6. Агафонов А.И. Роль Русской Православной церкви в окормлении донских полковых музеев в России и эмиграции // Война и воинские традиции в культурах народов Юга России. VI-е Токаревские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 мая 2017. Ростов н/Д. 2017.
  7. Донские епархиальные ведомости. 1869.
  8. Донские епархиальные ведомости. 1870.
  9. Донские епархиальные ведомости. 1873.
  10. Донские епархиальные ведомости. 1886.
  11. Донские епархиальные ведомости. 1890.
  12. Донские епархиальные ведомости. 1891.
  13. Донские епархиальные ведомости. 1900.
  14. Донские епархиальные ведомости. 1909.
  15. Донские епархиальные ведомости. 1912.
  16. История Дона. Библиографический указатель. Ч. 1. Ростов н/Д. Ростиздат. 1969.
  17. Кириллов А.А. Материалы, относящиеся к открытию Донской епархии // СОВДСК. Вып. 2. Новочеркасск. 1901.
  18. Кириллов А.А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века // СОВДСК. Вып. 7. Новочеркасск. 1907.
  19. Мининков Н.А. Донской историк есаул Евлампий Никифирович Кательников. Ростов н/Д. «Логос». 2011.
  20. Отец Владимир (Тер–Аракельянц). К вопросу об изучении истории православной церкви на Донской земле // Южнороссийское обозрение. Вып. 20. Ростов н/Д., 2004.
  21. Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Исследование по истории государственного и административного права и политических движений на Дону. Вена. Издание Донской исторической комиссии. 1924.
  22. Степаненко Н.А. Донской епархиальный церковно-исторический комитет // Донской Временник. Год 2004-й / ДГПБ. Ростов н/Д. 2003.
  23. Шадрина А. В. Священники – хранители истории // Донской временник. Год 2015-й / ДГПБ. Ростов н/Д. 2014. Вып. 23.
  24. Шадрина А.В. Церковно-приходское летописание на Дону // Донской Временник. Год 2017-й / ДГПБ. Ростов н/Д. 2016.
НАВЕРХ